Март 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Истории

Гибель эскадренного миноносца УРО "Шеффилд"

Все началось в 7.10 утра, когда с борта разведывательного самолета «Нептун» поступило донесение о радиолокационном контакте с целью типа эсминец, находившейся к югу от Мальвин. Командование авиации ВМС приказало 2-й АЭ готовить к вылету пару. Через некоторое время с разведчика уточнили, что в указанном районе находятся три цели: одна — крупная, остальные — средние, по всей видимости, авианосец и два эсминца. В 9.15 пилоты заместитель командира эскадрильи капитан третьего ранга Аугусто Бедакаррац и лейтенант флота Армандо Майора заняли места в кабинах самолетов. В 9.45 они покинули Рио-Гранде и взяли курс на восток. Каждый нес одну «Экзосет» под правой плоскостью и 1100-л ПТБ — под левой. За ними следовал резервный «Супер-Этендар» и заправщик КС-130 (возможно это были еще два «Супер-Этендара»), которых прикрывала 1-я эскадрилья истребителей «Даггер».

Гибель эскадренного миноносца УРО "Шеффилд"



«Супер-Этендар» с ПКР «Экзосет» и ПТБ под крылями

На море бушевал семибальный шторм, а нижняя кромка облаков нависала над волнами всего в 100 м. Несмотря на столь сложные погодные условия, аргентинцы шли на малой высоте, чтобы обеспечить максимальную скрытность. С этой же целью в полете соблюдалось полное радиомолчание и не включались РЛС «Агава». Информацию о неприятеле продолжал выдавать экипаж «Нептуна». В 10.04 «Супер Этандары» вышли к месту рандеву с заправщиком и, набрав высоту 40-50 метров, пополнили запас топлива. Затем они снова снизились примерно до 150 м и продолжили полет к цели.

Временами по маршруту попадались дождевые и снежные заряды, горизонтальная видимость снижалась до 1000 м. В 10.30 в 185 км от британской группы было получено очередное целеуказание разведчика: он докладывал, что ордер включает три корабля — один побольше и два поменьше (это были: британские корабли дальнего радиолокационного дозора — эскадренный миноносец УРО «Шеффилд» и фрегаты УРО «Плимут» и «Ярмут»).

По всей видимости, англичане не ожидали появления аргентинской авиации. Погода в районе была нелетной: горизонтальная дальность видимости была не более 400 м, а нижняя кромка облаков спускалась до 100 м. В это время на «Шеффилде» вели переговоры с Лондоном через спутниковый канал связи «Скайнет». Чтобы исключить помехи, командир корабля приказал выключить все бортовые радиоэлектронные средства. На «Плимуте» работала только одна поисковая РЛС.

Впервые ударная группа нарушила радиомолчание: Бедакаррац приказал Майоре направляться к большему кораблю, который и был выбран в качестве цели. Пара сразу же снизилась до 30 м и, пройдя некоторое расстояние, вновь поднялась до 150 м. Тут летчики первый раз включили на несколько секунд «Агавы», но их экраны оказались пусты. Самолеты опять опустились на 30 м. В 11.00 они выполнили новый подскок, и радары заработали повторно. На сей раз на экранах высветились три метки: корабль средних размеров и два поменьше. Пара произвела доворот в сторону более крупной цели. Летчики ввели последние данные в бортовые вычислители ракет, и ведущий приказал произвести пуск. Ведомый команды не расслышал, и Бедакаррацу пришлось ее повторить. В 11.04 с дистанции примерно 36 км с пятисекундным интервалом был произведен пуск.

Гибель эскадренного миноносца УРО "Шеффилд"



Схема атаки «Шеффилда»

Первую ракету на фрегате «Плимут» с помощью РЛС обнаружили почти за минуту до подлета. С корабля успели поставить пассивные помехи в виде облака из дипольных отражателей, на которые и навелась ракета.

Активная радиолокационная головка, самонаведения второй ракеты захватила «Шеффилд» на дальности 12—15 км, на конечном участке траекторий высота полета ракеты уменьшилась с 15 до 3 м. С корабля ракету заметили только за 6 сек до попадания и командир лишь успел скомандовать: «Укрыться!».

Гибель эскадренного миноносца УРО "Шеффилд"



Эсминец УРО «Шеффилд»

Гибель эскадренного миноносца УРО "Шеффилд"



Фрегат «Плимут»

Ракета пробила 10-мм обшивку борта эсминца под надстройкой главного командного пункта на высоте. 1,8 м выше ватерлинии, пролетела через камбуз и проникла в машинное отделение. Боеголовка не сработала, но взрыв остатков ракетного топлива вызвал пожар топливных цистерн, который вскоре охватил всю среднюю часть корпуса корабля. Его распространению способствовали падение давления пара и выход из строя генераторов электроэнергии, питавших пожарные помпы, а также возгорание отделки внутренних помещений из синтетических материалов, надстроек корабля из легких алюминиево-магниевых сплавов и оболочек электрокабелей, горевших как порох. Помещения очень быстро наполнились густым ядовитым дымом, и вскоре создалась угроза взрыва ракетного и артиллерийского боезапаса.

Гибель эскадренного миноносца УРО "Шеффилд"



После четырехчасовой безрезультатной борьбы за живучесть, потеряв 20 человек убитыми и 28 человек ранеными, командир «Шеффилда» капитан 2 ранга Солт отдал приказание: «Покинуть корабль!» Пожар был ликвидирован подошедшими на помощь кораблями.

Гибель эскадренного миноносца УРО "Шеффилд"



Агония «Шеффилда» длилась почти неделю. Попытка отбуксировать корабль к острову Южная Георгия закончилась неудачно. Потеряв запас плавучести, 10 мая «Шеффилд» затонул на глубине 200-300 м.

Гибель эскадренного миноносца УРО "Шеффилд"



Гибель эскадренного миноносца УРО "Шеффилд"



Гибель эскадренного миноносца УРО "Шеффилд"



Гибель эскадренного миноносца УРО "Шеффилд"



Гибель эскадренного миноносца УРО "Шеффилд"



Гибель эскадренного миноносца УРО "Шеффилд"



Это была впечатляющая месть за гибель «Генерал Бельграно» (подробнее об этом - здесь). Британцы понесли боевой (как никак, на эсминце находилась, кроме всего прочего вооружения, одна ядерная боеголовка) и моральный урон (усугубленный тем обстоятельством, что на «Шеффилде» был командный пункт противовоздушной обороны всего оперативного соединения).

27 мая 263 члена экипажа ЭМ УРО «Шеффилд» вылетели в Англию. Источник
© 2012 FUN-SPACE.ru. Все права защищены.
Создание сайтов Санкт-Петербург