Интересное

Экспедиция «Челюскина» и её спасение

16 июля 1933 года пароход «Челюскин» под командованием первого капитана Петериса Безайса и начальника экспедиции члена-корреспондента АН СССР О. Ю. Шмидта отплыл из Ленинграда в Мурманск, по пути зайдя в доки компании-производителя в Копенгагене, где были устранены несколько выявленных дефектов.

В Дании, 27 июля 1933 года капитан Безайс передал управление полярному капитану В. И. Воронину, который ехал на судне пассажиром. До Мурманска Воронин вступил временно капитаном «Челюскина».

2 августа 1933 года, взяв на борт 112 человек, пароход вышел из Мурманска во Владивосток, отрабатывая схему доставки грузов по трассе Северного морского пути за одну летнюю навигацию. На трудных участках пути в проводке «Челюскина» планировалось участие ледоколов.

«Челюскин»

Экспедиция «Челюскина» и её спасение



Руководитель экспедиции О.Ю.Шмидт.

Экспедиция «Челюскина» и её спасение



Выступление Шмидта перед отплытием.

Экспедиция «Челюскина» и её спасение



Якорь поднят.

Экспедиция «Челюскина» и её спасение



12 июля 1933 года корабль отошел от пристани.

Экспедиция «Челюскина» и её спасение



20 июля корабль прибыл в Копенгаген.

Экспедиция «Челюскина» и её спасение



29 июля Челюскин попал в шторм.

Экспедиция «Челюскина» и её спасение



1 августа корабль прошел Нордкап.

Экспедиция «Челюскина» и её спасение



Баренцево море свободно от льдов.

Экспедиция «Челюскина» и её спасение



Тихо в Карском море.

Экспедиция «Челюскина» и её спасение



На рассвете 16 августа тревога. Вахтенный заметил белого медведя.

Экспедиция «Челюскина» и её спасение



Первый трофей.

Экспедиция «Челюскина» и её спасение



У «Челюскина» повреждение — в носовой части обнаружены вмятины.

Экспедиция «Челюскина» и её спасение



24 августа «Челюскин» достиг острова Уединения.

Экспедиция «Челюскина» и её спасение



24 августа к «Челюскину» подошел ледокольный пароход Седов.

Экспедиция «Челюскина» и её спасение



«Челюскин» прошел море Лаптевых и пролив Санникова.

Экспедиция «Челюскина» и её спасение



В Восточно-сибирском море несколько раз пришлось использовать воздушную разведку.

Экспедиция «Челюскина» и её спасение



Капитан «Челюскина» — Владимир Иванович Воронин.

Экспедиция «Челюскина» и её спасение



Плотный лед мешает быстрому продвижению «Челюскина».

Экспедиция «Челюскина» и её спасение



16 сентября «Челюскин» прошел мыс Северный.

Экспедиция «Челюскина» и её спасение


Первые льдины встретились в Карском море при выходе из пролива Маточкин Шар. При помощи ледокола корабль преодолел сплошные льды и продолжил движение самостоятельно. В Чукотском море пароход вновь встретился со сплошными льдами и 23 сентября оказался полностью заблокирован

С 29 сентября по 6 октября идут работы по отколу льда.

Экспедиция «Челюскина» и её спасение


«Челюскин» дрейфовал вместе с экипажем в течение почти пяти месяцев. 4 ноября 1933 года благодаря удачному дрейфу вместе со льдами «Челюскин» вошёл в Берингов пролив. До чистой воды оставались считанные мили. Однако затем судно было увлечено назад, в северо-западном направлении.

«Челюскин» ночью во льдах Чукотского моря.

Экспедиция «Челюскина» и её спасение



1 декабря за кормой корабля неожиданно образовалась трещина. Она прошла через ту часть, где был расположен лагерь. Пришлось спешно эвакуироваться.

Экспедиция «Челюскина» и её спасение



Кренкель снимает радиоаппаратуру.

Экспедиция «Челюскина» и её спасение



13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов.

Челюскин начал медленное погружение.

Экспедиция «Челюскина» и её спасение


Ещё заранее, опасаясь подобного исхода, экипаж подготовил всё необходимое для выгрузки на окружающие льды. Последними с «Челюскина» сходили Шмидт, Воронин и завхоз экспедиции Борис Григорьевич Могилевич. На лёд удалось перенести кирпичи и доски, из которых строили бараки. В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека.

На следующий день после гибели «Челюскина».

Экспедиция «Челюскина» и её спасение



На следующий день после гибели «Челюскина»

Экспедиция «Челюскина» и её спасение



На следующий день после гибели «Челюскина».

Экспедиция «Челюскина» и её спасение



Первая ночь в лагере.

Экспедиция «Челюскина» и её спасение



14 февраля. Поставлены радиомачта и радиопалатка.

Экспедиция «Челюскина» и её спасение



Была построена кухня.

Экспедиция «Челюскина» и её спасение



Лагерь Шмидта.

Экспедиция «Челюскина» и её спасение



Кренкель в наушниках диктует, а Иванов записывает очередную радиограмму.

Экспедиция «Челюскина» и её спасение



Кренкель читает радиожурнал.

Экспедиция «Челюскина» и её спасение



Жизнь челюскинцев на льдине протекала в примитивных условиях.

Экспедиция «Челюскина» и её спасение



Жизнь челюскинцев на льдине протекала в примитивных условиях.

Экспедиция «Челюскина» и её спасение



Отопление палатки кочегаров.

Экспедиция «Челюскина» и её спасение



Была построена сигнальная вышка.

Экспедиция «Челюскина» и её спасение



Когда приближался срок возможного прилета самолета, то полярники поджигали бочку.

Экспедиция «Челюскина» и её спасение



Группа челюскинцев на аэродроме.

Экспедиция «Челюскина» и её спасение



Лагерь Шмидта

Экспедиция «Челюскина» и её спасение



О.Ю.Шмидт в лагере.

Экспедиция «Челюскина» и её спасение



Тов. Иванов направлялся на остров Врангеля радистом.

Экспедиция «Челюскина» и её спасение



Тов. Прокопович отправлялся на остров Врангеля в качестве заведующего факторией.

Экспедиция «Челюскина» и её спасение



Тов. Лобзя, гидрохимик корабля.

Экспедиция «Челюскина» и её спасение



Матрос первого класса Гриша Дурасов был общим любимцем всего экипажа.

Экспедиция «Челюскина» и её спасение



Тов. Факидов, инженер-физик, один из научных работников экспедиции.

Экспедиция «Челюскина» и её спасение



Группа матросов одетых в малицы.

Экспедиция «Челюскина» и её спасение



Женщины корабля шьют из брезента рукавицы.

Экспедиция «Челюскина» и её спасение



Трудно было с питьевой водой.

Экспедиция «Челюскина» и её спасение


Через два дня после крушения судна в Москве была образована специальная комиссия, которую возглавил Валериан Куйбышев. Эвакуация лагеря осуществлялась с помощью авиации.

5 марта, лётчик Анатолий Ляпидевский на самолёте АНТ-4 пробился к лагерю и снял со льдины десять женщин и двоих детей.

Самолёт, принимающий участие в спасении.

Экспедиция «Челюскина» и её спасение


Следующий рейс был совершён только 7 апреля. За неделю летчики Василий Молоков, Николай Каманин, Михаил Водопьянов на самолетах Р-5, Маврикий Слепнёв на самолете «Консолидейтед-Флитстер» и Иван Доронин на «Юнкерсе» W-33 вывезли на материк остальных челюскинцев. Последний рейс был совершён 13 апреля 1934 года.

«Челюскинцы» и экипаж лётчика Каманина укрепляют самолёт на льдине.

Экспедиция «Челюскина» и её спасение



Всего лётчики совершили 23 рейса, перевозя людей в чукотское становище Ванкарем, находящееся в 140—160 км от места ледовой стоянки. Лётчик Михаил Бабушкин и бортмеханик Георгий Валавин 2 апреля самостоятельно прилетели со льдины в Ванкарем на самолёте-амфибии Ш-2, служившем «Челюскину» для ледовой разведки.

Члены экипажа самолёта, который спасал «челюскинцев».

Экспедиция «Челюскина» и её спасение



Фотография О.Ю. Шмидта и самолёта, который спасал «челюскинцев».

Экспедиция «Челюскина» и её спасение



Все 104 человека, два месяца проведшие в условиях полярной зимы на льдине, были спасены.

Летчики, спасавшие "челюскинцев"

Экспедиция «Челюскина» и её спасение



Отто Юльевич Шмидт и Иван Дмитриевич Папанин среди полярников.

Экспедиция «Челюскина» и её спасение



Перед стартом Н-127 и Н-128. Второй слева М.Водопьянов, в центре, в цивильной кепке В.Махошкин, крайний справа В. Аккуратов.

Экспедиция «Челюскина» и её спасение


19 июня 1934 года в Москве участникам экспедиции была устроена торжественная встреча с руководителями советского государства и жителями столицы. Затем, 24 июня, челюскинцев встречал Ленинград.

Лётчики, снявшие челюскинцев со льдины, стали первыми Героями Советского Союза: Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнёв, Михаил Водопьянов, Иван Доронин и, в числе других спасателей, были награждены высшей наградой СССР — орденами Ленина. А. В. Ляпидевский первым удостоился награждения медалью «Золотая Звезда». За помощь при спасении челюскинцев ордена Ленина были удостоены и двое американских бортмехаников, Клайд Армстед и Уильям Левери, 20 апреля 1934 года. Звание Героя Советского Союза получил также лётчик Сигизмунд Леваневский, хотя из-за аварии самолёта ему не довелось снять ни одного челюскинца со льдины.

Непосредственные участники зимовки, кроме двух детей, были награждены орденами Красной Звезды (103 человека, включая погибшего Б. Могилевича). А также «за выдающееся участие в организации и проведении спасения челюскинцев и сохранении научных материалов экспедиции» постановлением от 15 июня 1934 года начальник полярной станции Мыс Северный и председатель Чрезвычайной тройки Г. Г. Петров, командир самолета «СССР-Н4» Ф. К. Куканов были награждены ордена­ми Красной Звезды; ордена Трудового Красного Знамени были вручены радистам Т. В. Хааполайнену, Л. Н. Шрадер, Е. Н. Силову, механику рации мыса Северного С. И. Семенову, начальнику полярной станции Уэлен Н. Н. Хворостянскому и члену Чрезвычайной тройки Я. В. Погорелову. В честь челюскинцев в СССР был назван ряд географических объектов.

О.Ю.Шмидт и другие «челюскинцы» на Красной площади.

Экспедиция «Челюскина» и её спасение


Люди «Челюскина»: начальник экспедиции Отто Шмидт, капитан Владимир Воронин, помощник начальника экспедиции Алексей Бобров и радист Эрнст Кренкель, 1934 год.

Экспедиция «Челюскина» и её спасение


Источник
© 2012 FUN-SPACE.ru. Все права защищены.
Создание сайтов Санкт-Петербург