Военная техника

Автомобили ленд-лиза. "Студебекер"

К началу войны в СССР было три завода, выпускавших грузовые автомобили: Ярославский (ЯАЗ), Горьковский (ГАЗ) и Завод имени Сталина (ЗиС). Но с утратой огромной территории и перемещением многих заводов, производивших комплектующие, вглубь страны производство автомобилей резко упало.

24 июня 1941 года администрация президента США Ф. Рузвельта официально заявила о готовности оказать СССР поддержку в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. В конце июля в Москву прибыла правительственная делегация США для изучения потребностей СССР в вооружении, сырье и материалах. В ноябре президент США подписал распоряжение о распространении закона о ленд-лизе на СССР. По этому закону, принятому 11 марта 1941 года, сенат и палата представителей предоставляли полномочия президенту оказывать помощь, давать кредиты той стране, действия которой отвечают интересам обороны Соединённых Штатов.

Первые партии автомашин прибыли в СССР осенью 1941 года. Технический комитет Главного автомобильного управления Красной Армии при содействии НАМИ организовал испытания, на которых выяснялись вопросы пригодности различных марок для службы в Красной Армии и специфики их эксплуатации в различных условиях. С 18 июля 1942 года по 15 мая 1943 года в условиях тылового обслуживания фронтовых нужд Красной Армии проводилась контрольная эксплуатация 74 машин: 11 моделей восьми американских фирм и пяти моделей трёх английских производителей. Выводы, сделанные на основе полученных данных, определяли дальнейшие поставки.

Практически сразу же специалисты обратили особое внимание на Студебекер. В отличие от большинства своих аналогов, он не увязал в русской грязи и вместо номинальных 2,5 тонн легко тащил на себе пять. Всего же на испытаниях удалось довести грузоподъемность до 7,1 тонны, после чего лопнули рессоры.

Автомобили ленд-лиза. "Студебекер"



Главным автомобильным управлением был поднят вопрос об обучении личного состава автомобильных подразделений правилам эксплуатации и ремонта импортной техники. Были выпущены брошюры с упрощенным изложением правил эксплуатации.

Тем не менее, тысячи ленд-лизовских автомобилей были загублены советскими водителями – в отличие от наших грузовиков, они требовали более качественных топлива и смазки и более культурного обслуживания. Например, фильтр маслосистемы при замене масла было необходимо выбрасывать и ставить новый, но наши водилы ухитрялись его использовать повторно.

Однако по сравнению с немецкими грузовыми Опелями надежность Студеров была гораздо более высокой. Студебекер лучше всех своих аналогов подходил для советско-германского фронта. Невысокие металлические борта были наращены деревянными решетками, которые вставлялись в специальные гнезда металлического кузова. Решетки были устроены так, что, раскладываясь, могли образовывать скамейки для перевозки людей – как и на наших послевоенных ЗиЛ-157, и, позднее, ЗиЛ-131.

В задней части кузова на уровне верхних досок решетки навешивался предохранительный ремень. Откидной задний борт удерживался цепями в горизонтальном положении, составляя как бы продолжение платформы. На верхней части борта имелись две ручки-скобы для облегчения посадки и высадки людей.

Автомобили ленд-лиза. "Студебекер"



Но, самое главное, Студебекер мог послужить самоходным шасси для установки БМ-13, более известной под названием «Катюша». Первоначально «Катюши» устанавливали на шасси автомобиля ЗиС-6 – трехосного варианта знаменитого «Захара» ЗиС-5. Однако осенью 1941 года ЗиС из Москвы эвакуировали частично в Ульяновск, частично в Миасс, и выпуск ЗиС-6 временно прекратился. «Катюши» начали ставить на танки Т-60, на трактора и на трофейные немецкие грузовики, но проблему это не решало. Студер же оказался в этой связи как нельзя кстати.

Автомобили ленд-лиза. "Студебекер"



Поэтому-то Студебекер и оказался самым распространенным ленд-лизовским автомобилем. За время войны в Советский Союз было поставлено 152 тысячи Студеров. А если прибавить к этому числу внешне и внутренне ничем не отличающиеся грузовики фирмы REO, то это число дойдет до 197 тысяч. Объем поставок второго по массовости автомобиля – Виллиса – составил 50501 штуку.

Автомобили поставлялись в СССР в основном через территорию Ирана, южная часть которого была оккупирована англичанами, а северная – нами. Из-за отсутствия железных дорог шли они своим ходом, доходя при этом почти без поломок. Те же Студеры, которые поставлялись морским путем, поступали не в виде готовых автомобилей, а в виде машинокомплектов – такой способ транспортировки был в шесть раз дешевле. Сборка же грузовиков осуществлялась на ЗиСе.

Длина автомобиля без лебедки составляла 6365 мм. Ширина – 2240 мм. При этом внутренняя длина платформы кузова равнялась 3660 мм, а ее внутренняя ширина – 2040. Несмотря на 1660-миллиметровую колею, радиус поворота составлял всего 10 метров. Управление автомобилем также не требовало больших усилий, несмотря на отсутствие гидроусилителя. Дело в том, что рулевое управление было устроено так, что при увеличении угла поворота увеличивалось и передаточное число в рулевом управлении.

В отличие от основного грузовика американской армии, на котором стоял верхнеклапанный 4,42-литровый 104-сильный мотор GMC-270, на Студебекер устанавливался нижнеклапанный двигатель “Геркулес” JXD. При 2800 оборотах в минуту этот двигатель развивал 94 л.с. Правда, на советском авиационном бензине Б-70 мотор выдавал всего 69,2 л.с., а на обычном бензине II сорта с октановым числом 56 и того меньше – 66,2 л.с. Но падение мощности, как ни странно, не приводило к заметной потере скорости – вместо указанных в инструкции 45 миль в час (72 км/ч) на 70-м бензине Студер развивал 69, а на 56-м – 65 км/ч. А на средних эксплуатационных скоростях это вообще не сказывалось – с полной штатной нагрузкой он шел по шоссированной дороге с 30-километровой скоростью, а порожняком, едва разогнавшись до сорока, был вынужден плестись за ЗиСом или полуторкой.

Рабочий объем двигателя составлял 320 кубических дюймов, что в наших литрах равняется 5,244. Диаметр цилиндра у этого двигателя был тот же, что и у GMC-270 – 101,6 мм – ровно четыре дюйма. Но ход поршня был побольше, чем у GMC – 107,95 мм вместо 96,04 мм. Расход топлива достигал 43,3 литра на 100 километров, в то время как у «Джимми» он не превышал 38,24 л/100 км. Однако преимуществом двигателя «Геркулес» было то, что его степень сжатия была не 6,75:1, как у GMC-270, а 5,82:1, что и позволяло заливать в 151-литровый бензобак наш родной второсортный бензин. Правда, при этом, чтобы не было детонации, приходилось изменять угол опережения зажигания – делать его более ранним. Это-то и приводило к падению мощности. В картер же двигателя в летнее время можно было заливать обыкновенный автол-10. Зимой же вместо рекомендованного SAE-80 использовали нигрол, на 20% разбавленный соляркой.

Автомобили ленд-лиза. "Студебекер"



Удобным оказалось и то, что вся электрика Студера была шестивольтовой – это позволяло вместо штатного аккумулятора SW5-153 использовать аккумуляторную батарею от ЗиС-5.

Последний Студер типа US6 был произведен в августе 1945 года. Довольно большое количество было поставлено на Тихоокеанский театр военных действий, но опять же не для американской армии, а для вооруженных сил Австралии, Новой Зеландии и Голландии.

Когда война закончилась, мы по условиям ленд-лиза вернули большую часть машин американцам. Однако вернули не все, и многие Студеры простояли на вооружении до середины 70-х годов, а некоторые использовались и в народном хозяйстве.

Автомобили ленд-лиза. "Студебекер"



Остается добавить, что Минавтопром СССР за годы войны выпустил около 240 000 машин, а общее число полученных английских, американских и канадских автомобилей за этот период составило 477 785 единиц, не считая огромного количества запчастей, которых хватило бы на сборку еще нескольких тысяч машин.

И последнее. Когда мы видим на постаменте "Катюшу", она обязательно или на ЗиС-6, или ЗиС-151, который по причине возраста повоевать не успел. Не его в этом вина, а вот памятник "Студебекеру", как незримому труженику той войны поставить не мешало бы. Я так думаю. Источник
© 2012 FUN-SPACE.ru. Все права защищены.
Создание сайтов Санкт-Петербург