Военная техника

Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"

Камрады, приглашаю вас на экскурсию по тяжелому атомному подводному ракетному крейсеру проекта 941 «Акула» (по классификации НАТО — Typhoon). Поскольку самопровозглашенный (модное нынче словечко) экскурсовод демобилизовался, когда сие чудо, за свое громадное, превосходящее все разумные пределы водоизмещение — около 50000 тонн — прозванное «водовозом» (примерно половину этого веса составляет балластная вода) еще только проходило испытания и «экскурсовод» видел его только снаружи, прошу строго не судить. Обещаю комментировать только то, о чем знаю или с высокой степени достоверностью догадываюсь.

Небольшое уточнение. Эту лодку за два прочных корпуса часто называют катамараном, что в корне неправильно — легкий корпус один, а что там внутри напихано — это уже третий вопрос. Кроме того, прочных объемов не два, а пять: в носовой части между корпусами находится торпедный отсек с 6-ю 533-мм торпедными аппаратами, боезапасом из 20-и торпед и устройством быстрого заряжания; за ракетными шахтами (20 шт.), размещенными между корпусами, под ограждением выдвижных устройств находится прочный модуль из двух отсеков — ГКП и отсек радиотехнического вооружения; и наконец в корме расположен еще один прочный модуль, обеспечивающий переход из корпуса в корпус. Всего на лодке 19 отсеков.

А сейчас начнем нашу «экскурсию». Общий вид «водовоза» вы неоднократно видели на других фотографиях, начнем с подъема на корпус.

1. Вид на ракетную палубу со стороны обтекателя всплывающих спасательных камер и ограждения рубки.

Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



2. Вид на корму. Хорошо виден приоткрытый люк и кабели приема питания с берега — во время стоянки в базе реактор заглушен и для обеспечения корабля электричеством пользуемся береговой станцией.

Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



3. Кормовой входной люк. Серое кольцо между красным и белым как раз и есть та зеркальная площадка для посадки спасательных средств, которая на «Курске» якобы треснула, что не позволило спасателям посадить свои устройства.

Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



4. Видеокамера телевизионного комплекса МТК-100.

Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



5. Вид на ракетную палубу с открытой крышкой ракетной шахты.

Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



6. Снова вид в корму. Хорошо видны выступающие из воды кольцевые насадки винтов, снижающие шумность.

Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



7. Пора и внутрь. В ограждении рубки, нам еще придется подняться на мостик.

Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



8. Трап, ведущий на мостик.

Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



9. Прежде, чем зайти на мостик, осмотримся на выдвижные устройства. Насколько я могу судить, перед нами РЛК «Радиан».

Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



10. То же, но покрупнее.

Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



11. Еще одно выдвижное — рамка радиопеленгатора «Зона».

Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



12. Антенна космической связи «Синтез». Кроме представленных здесь, есть и другие выдвижные устройства — два перископа, разные антенны, РДП, но их фото нету.

Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



13. Могу ошибаться, но возможно это часть одной из двух всплывающих камер.

Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



14. А вот и мостик. Здесь коротает время вахтенный офицер.

Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



15. Это тоже мостик, здесь несет вахту рулевой-сигнальщик. Сюда же, по возможности, мы выходили покурить.

Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



16. Вид с «верхнего» мостика в нос корабля. Видна съемная леерная стойка. В походе их не ставили, только в базе для обеспечения обслуживания выдвижных устройств.

Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



17. То же в корму. Видна крышка одного из выдвижных.

Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



18. Наконец — вниз. Красная кольцевая конструкция одевается сразу после открытия верхнего рубочного люка и предохраняет комингс от повреждения. Под ногами — деревянные решетчатые конструкции, именуемые рЫбинами. Перед погружение они тоже снимаются и прячутся в ограждении рубки.

Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



19 — 20. Путь вниз. У нас на «букахе» это метров 7-8, на «Акуле» надо думать поболее.

Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



21- 26. ГКП — главный командный пункт. На лодках более в ходу центральный пост или просто центральный.

Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



27. Переходим в следующий отсек.

Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



28. Коридор. Слева — один из многочисленных распредщитов, справа — каюты личного состава.

Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



29. Межпалубный трап.

Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



30. Станция управления воздушными клапанами. Повернул рычажок влево — под действием ВСД (воздуха среднего давления — 30-60 атмосфер) клапан закрывается, повернул вправо — открывается. Очень удобно, а то до иных клапанов пока доберешься... Кроме ВСД есть еще ВВД — воздух высокого давления, на моей лодке — 400 атмосфер. Он применяется в основном для продувания балластных цистерн. За станцией видны закрепленные по штормовому ящики ЗИП.

Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



31. Снова коридор, теперь уже ГРЩ по обе стороны.

Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



32. Ну а как же без наглядной агитации? Творчество замполита.

Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



33. Окрашенное красным — средства борьбы за живучесть, в данном случае — раздвижной упор и деревянная доска.

Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



34. Жизнь подводника — нижний выходной люк. Штуковина из обрезиненного брезента вокруг него — тубус. При аварийном покидании лодки люк открывается, опускается тубус (где-то 1 метр от палубы) и отсек затапливается. Когда вода покроет нижний край тубуса, затапливание прекращается. В отсеке создается противодавление, соответствующее глубине погружения, первый моряк включается в дыхательный аппарат, подныривает под тубус и лезет наверх. С собой он тащит буй-вьюшку — деревянный бочонок с катушкой внутри, на которую намотан буйреп с карабином на конце. Морячок отдраивает верхний люк, закрепляет карабин за специальную скобу рядом с люком и отпускает буй. Благодаря положительной плавучести тот всплывает, разматывая буйреп. Морячек застегивает закрепленный на поясе специальный карабин с подпружиненным штоком за буйреп и перебирая руками буйреп начинает всплытие. Процедура это непростая. Дело в том, что под повышенным давлением в крови растворяется находящийся в воздухе азот и если не соблюдать режим декомпрессии, с понижением давления азот начинает интенсивно выделяться и кровь как бы закипает. В результате — кессонка и в лучшем случае инвалидность. Для предотвращения печальных последствий на буйрепе на определенных расстояниях от буя закреплены деревянные шары - мусинги, достигнув первого из которых шток карабина зацепляется за него и всплывающий знает, что надо отсидеться определенное время, дав азоту выйти из крови. Время зависит от глубины затопления. Отсидевшись, всплывающий рычажком убирает шток и продолжает всплытие.

Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



35. Снова коридор. Почему я остановился на похожей фотке? Дело в том, что здесь, в районе светильников виден красный предмет. Это аварийный фонарь. В штатном режиме он закреплен в зарядном устройстве. В случае исчезновения электричества его надо найти, снять, ну и далее понятно. Естественно, мы их использовали и при необходимости работы в слабоосвещенных местах.

Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



36-40. Всякоразные механизмы, просто для наглядности.

Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



41. Станция ЛОХ — лодочная объемная химическая система пожаротушения. Используется, когда другими средствами пожар не потушить. Как видите, с одного поста можно подать огнегасящий (точнее — связывающий кислород) состав сразу в несколько отсеков.

Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



42-44. Снова всякоразные механизмы.

Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



45. Бочонок с якорем — УРМ (установка регенеративная морская), поглощает СО2. Это здоровенные бочки, наполненные специальной абсорбирующей смесью и аппаратурой, обеспечивающей их работу.

Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



46. Токарный станок. Зачем нужен, думаю всем понятно.

Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



47. Еще один межпалубный трап, на сей раз не вертикальный. Таких не много, в основном вертикальные. Знаете как прикольно спускаться по вертикальному трапу по аварийной тревоге с огнетушителем в руках! Возле поручней вы видите трубопровод с зелеными кольцами. Это значит, что по нему течет вода. Желтые кольца — масло, синие — воздух.

Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



48. Какая то выгородка. Судя по знаку на двери и красному фонарю над дверью — что-то связанное с реактором, но еще не он сам.

Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



49. А вот и вход в реакторный отсек. Вверху, пониже красного и зеленого ящиков некая конструкция, тоже красного цвета. Это зарядное устройство аварийного фонаря. Сам фонарь, как видите, отсутствует.

Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



50-51. Его величество реактор. Снимали через стекло, т. к. аппаратные выгородки постоянно закрыты на замок, ключи у спецтрюмных.

Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



52. Та же переборка, зарядное аварийного фонаря в левом верхнем углу.

Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



53. Трап в комнаты отдыха.

Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



54-56. Устройства быстрого заряжания ТА.

Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



57. Задняя крышка ТА №5.

Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



58. Тренажерный зал.

Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



59. Игровой автомат «Торпедная атака». В то время подобные автоматы стояли в фойе чуть ли не каждого кинотеатра. Как видите, нашлось им место на борту подводного крейсера.

Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



60. Бассейн.

Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



61. Местное народное творчество: «Акула» во льдах.

Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



62. Комната отдыха.

Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



63. Ну и последнее, играющее в жизни подводников отнюдь не последнюю роль — гальюн. Здесь он в крайне непотребном виде, на боевых кораблях — сияет, как котовы яйца.

Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



64-65. «Наскальная живопись» КДЖ.

Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



66. Инструкция по продуванию гальюна.

Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"



Теперь о гальюне подробнее. Сам по себе он сильно напоминает такую же конструкцию железнодорожного вагона. С одной мааааленькой, но существенной разницей: когда в вагонный туалет вы приносите «все, что нажито непосильным трудом» и нажимаете педальку, это самое нажитое размазывается по окружающей среде. На подводной лодке, в силу обстоятельств, это невозможно. «Все, что нажито» собирается в специальный баке, объемом, если мне не изменяет склероз, 200 литров. И вот когда бак заполнен, приходит специально обученный человечек из дивизиона королей гнавна, воды и пара, тобищь дивизиона живучести и этот бак продувает. Делается это так: сначала закрывается клапан между отсеком и баком, потом открывается забортный клапан и в бак подается ВВД. Так, чтоб давление было на самую малость больше забортного. Тут главное — клапана не перепутать и не выдуть каку в трюм. А то ведь всяко бывает.

Был у нас случай. Необходимо было продуть гальюн десятого отсека. Пришел трюмный, осмотрелся — бяда! Не работает клапан между отсеком и баллоном. Шо делать, куда бежать? Ну, трюмные — народ ушлый, на экипаже шутили: «У матери было два сына, один умный, другой — трюмный». Короче, решил он, что глубина не большая, 60 метров (обычная глубина патрулирования), захлопка педальки должна выдержать. И тут новая бяда — пружина захлопки лопнула, та неплотно прилегает к горловине и при даче ВВД в отсек попрет вонючий воздух.

Но он же трюмный! Не долго думая берет аварийный конус (деревянная байда длиной метра полтора и диаметром сантиметров тридцать) и кувалдой заколачивает в дырку унитаза. Хорошо так заколачивает, старательно. Заколотил, попробовал пошатать рукой — вроде держит. Открыл забортный клапан и дал ВВД. Дал аккуратненько, как положено по инструкции.

Одна атмосфера, две, пять... Вот-вот пойдет процеес... И вдруг — взрыв, вонь и ничего не видно — это давлением вырвало конус и все двести литров продукта жизнедеятельности вынесло в помещение гальюна. Как при этом конусом не пришибло «короля» - только ему и конусу известно. Долго мы еще корму вентилировали, пытаясь избавится от неимоверной вонищи...

Ну вот, собственно, и все. Извините, если что не так. Источник
© 2012 FUN-SPACE.ru. Все права защищены.
Создание сайтов Санкт-Петербург