Интересное

Красноярская ГЭС

Ввиду специфики моей специальности, задают такие вот задания. Но скажу что проведенная работа мне понравилась, ибо гидроэнергетика сама по себе очень интересна, а видеть готовое изделие в действии - вообще круто. Дальше описывать не вижу смысла, читайте сами...)


Красноярский гидроузел
(1956-1972)

Красноярская ГЭС расположена на реке Енисей, которая начинается после слияния Большого и Малого Енисея и впадает в Енисейский залив Карского моря.
Состав сооружений: бетонная плотина, гидроэлектростанция длиной 430 м, открытые распределительные устройства 220 и 500 кВ, судоподъемник с аванпортом и нижним подходным каналом.
Длина водохранилища 388 км, ширина до 15 км, глубина до 101 м.
Площадь водосбора 288 200 м кв
Среднемноголетний сток 88 км куб
Площадь водохранилища при НПУ 243 м 2 000 км кв
Полная и полезная емкость водохранилища 73,3 и 30,4 млн. м куб
Площадь затопленных сельхозугодий 120 тыс. га
Количество перенесенных строений 13 750
Расчетный максимальный сбросной расход через сооружения (0,01%) 20 600 м куб/с
Длина напорного фронта 1,175 м
Максимальный статический напор 101 м
Для пропуска судов грузоподъемностью до 1 500 т через гидроузел на левом берегу сооружен наклонный судоподъемник с аванпортом в верхнем бьефе и подходным каналом с нижнего бьефа. В судоподъемник уложено 155 тыс. м3 бетона.
Количество гидроагрегатов 12
Установленная мощность при расчетном напоре 93 м 500х12 = 6 000 тыс. кВт
Обеспеченная мощность 2 000 тыс. кВт
Среднегодовая выработка 20 400 млн. кВт.ч
Электромеханическое оборудование Мощность
а) Турбины Тип РО 115/697а-ВМ-750 508 тыс. кВт Расход 615 м3/с
б) Генераторы Тип СВ 1690/175-64 500 тыс. кВт Напряжение 15,75 кВ
в) Трансформаторы Тип ТДЦГ ОДЦГ 417 и 630 тыс. кВА
Напряжение обмоток 15,75/242, 15,75/15,75/525 кВ
Количество трансформаторов 13
Количество и напряжение ЛЭП 4х500 и 4х220 кВ
Ввод гидроагрегатов: 1 и 2 в 1967 г., с 3 по 5 в 1968 г., с 6 по 9 в 1969 г., 10 в 1970 г., 11 и 12 в 1971 г.
Машинный зал длиной 360 м и шириной 31 м, монтажная площадка длиной 47,5 м. Расстояние между осями агрегатов 30 м. В гидроэлектростанцию уложено 440,2 тыс м куб бетона.
Бетонная гравитационная плотина высотой 124 м и длиной 1 065 м состоит из левобережной глухой плотины длиной 187,5 м, водосливной - 225 м, глухой русловой - 60 м, станционной - 360 м и правобережной глухой - 232,5 м. В плотину уложено 4 715 000 м куб бетона.
Водосбросная плотина длиной 225 м имеет 7 пролетов шириной по 25 м и рассчитана на пропуск 12 000 м3/с воды. Удельный расход на рисберме 58 м3/с.

Красноярская ГЭС



Объемы работ:

выемка мягкого грунта 5 340 м3
выемка скального грунта 7 640 тыс. м3
насыпь мягкого грунта 6 800 тыс. м3
каменные наброски, дренажи, фильтры 548 тыс. м3
бетон и железобетон 5 522 тыс. м3
металлоконструкции и механизмы 70 тыс. т
Сметная стоимость строительства в ценах 1961 г. 754,23 млн. руб.
А. Строит. гидротехнических сооружений 682,79 млн. руб.
в том числе затраты по водохранилищу 132,78 млн. руб.
Строительно-монтажные работы 532,69 млн. руб.
Б. Жилкультбытстроительство 70,5 млн. руб.
Капиталовложения в энергетику 565 млн. руб.
Удельные капиталовложения
на 1 уст. кВт 94,3 руб.
на 1 кВт.ч 2,8 коп.
28 июля 1972 г. гидроузел принят в промышленную эксплуатацию.
Себестоимость 1 кВт.ч электроэнергии в 2001 г. 2,2 коп.
Экологические проблемы

При проектировании ГЭС были допущены экологические ошибки. В частности, предполагалось, что незамерзающая полынья будет иметь длину 20 км. В реальности она составила около 200 км (дальше Красноярска), что оказало сильное влияние на экологию и климат. Также ГЭС критикуется за большие площади затопленных ценных земель и значительное количество переселённого населения.

Дополнительная информация

Изображение Красноярской ГЭС находится на оборотной стороне бумажных купюр достоинством 10 рублей образца 1997 года.

Красноярская ГЭС



История Красноярской ГЭС

В начале 50-х годов у всех захватывало дух от сообщений о начале работ на великих стройках — гидростанций Сталинградской, Куйбышевской. Страна, оправившись от страшных разрушений в годы Великой Отечественной войны, в основном восстановив народное хозяйство, приступала к дальнейшему развитию индустрии, и электроэнергия была необходима во все возрастающем количестве.
Поражали объемы станций, размеры искусственных морей, шагающие экскаваторы, как писали газеты, заменяющие труд тысяч и тысяч землекопов. Писали и о стройках сибирских ГЭС — Иркутской, начале работ на Братской. И вот пришло сообщение о Красноярской ГЭС, говорили и о других местах и все более утвердительно о Шумихинском створе.
В ту пору по Енисею плавали катера с названиями рабочих профессий: «Кузнец», «Токарь», «Масленщик». Жизнь края неразрывно была связана с рекой, она была его главной Магистралью от Кызыла до Диксона. Все, что шло по реке, проходило перед глазами, позволяло видеть, сравнивать, ощущать динамику развития. Грузы с верховьев, плоты с овощами, доверху нагруженные минусинскими арбузами, спускались вниз по Енисею до Красноярска и ниже. А жизнь Севера, его геологов, золотодобытчиков, охотников приходила с низовья.. Ощущался нарастающий из года в год темп освоения Северного морского пути, суда ГУСМП соперничали с пароходами ЕНУРПа. Самолеты были — гидролодки. Они, возвращаясь с Севера, садились или на протоку острова Молокова, где была гидробаза, или в районе острова Татышев, прямо на основное русло Енисея, в районе нынешнего культурно-исторического центра, где стоит «Св. Николай».
Жизнь била ключом. Но не было ничего более, пожалуй, знаменательного, интересного, праздничного, чем ледоход на Енисее. Ледяные поля в десятки и сотни метров проходили перед глазами, громоздили торосами. Возникали всевозможные крепости, сказочные ледяные бастионы высотой в десятки метров. Енисей трогался медленно, но с каждой минутой разгонялся, ледяные поля набирали скорость, река начина шуметь, говорить — это падающие льдины то возникали, то уходили вглубь. Льдины толкались... И, кажется, не было уже никакой силы, возможное остановить исполина, богатыря, остановить Силу, Мощь, Энергию!
Заводы начинали гудеть, извещая красноярцев о ледоходе. К берегу сбегался весь город, улица Дубровинского (набережная) была запружена. Всех вдохновлял, бодрил своей могучей свободой ледоход. Эта мощь необузданная сила реки ассоциировалась как-то с характером сибиряков.
«Краснояры — сердцем яры», — так говорил наш великий земляк Василий Иванович Суриков. Люди радовались, поздравляли друг друга. Все знали, что за ледоходом придет тело, наступит лето, и река опять разбудит жизнь на енисейских берегах.
Вот эта необузданная мощь, сила могла служить человеку, развивающемуся краю и стране!
(Из воспоминаний Л.Г. Сизова) ... «И вот по льду Енисея мы ехали к створу будущей ГЭС вчетвером: Ислам-заде, представитель Минэнерго, первый секретарь крайкома комсомола Владимир Автушко и я, в ту пору первый секретарь Красноярского горкома ВЛКСМ. Дорога шла левым берегом мимо мелькомбината к Дому отдыха, потом по торосистому льду уходила на правый берег и, далековато от берега, мимо Шалунина Быка, поселков Слизнево, Овсянки, подошла к Мане, дальше мимо островка, впоследствии пересыпанного на ГЭСовские дамбы и частично в тело плотины, поднималась на правый берег и входила в Скит, в «подкову» пионерского лагеря «Южный». Полукольцо двухэтажных деревянных домов с одноэтажной столовой в вершине напоминало подкову, поэтому так и называлась. В этот день, помню, было свежо, морозно. В «подкову» приехали 50 человек из Тамбова, Курска. Они начали приспосабливать легкие дощатые строения пионерлагеря под жилье. И как знамение смены хозяев — нового поселения и выселения тех, кто был здесь ранее, внизу «подковы» стояла телега с лошадкой, и возчик грузил из сарая пионерские знамена, барабаны, горны и другую пионерскую атрибутику.
Было в этом что-то символичное. Приступали далеко не к пионерским делам. В центре «подковы», на уровне ее концов, ближе к берегу стоял автофургон с размашистой метровой надписью мелом: «ГЭС». Это был первый штаб, первая контора. Мы постучали в дверь. Оттуда выглянул Мельниконис — бывший начальник производственного отдела Куйбышевской ГЭС. Не думая об истории, тогда мысли были другими, мы дружно встали у вагончика и сфотографировались, (журналисты охотились за этой фотографией); затем поехали в район створа, где стояли три бревенчатых треноги буровиков геологической экспедиции № 7 Ленгидэпа. Главным геологом в ту пору был мой однофамилец — Сизов. Поднялись на берег к двум стоящим баракам, что были ниже по реке метров на 300 от Деревни Шумиха. Встретились с геологами. Нам показали только что поднятый и вырезанный со дна реки гранитный монолитный керн диаметром около 70 сантиметров, длиной немногим меньше метра, от которого исхо­дила магическая сила природы, спрессованная миллионами лет. Изыскатели говорили, что керны подтверждают — основание для плотины здесь Указано самой природой. С волнением я взглянул вдоль линии буровых вышек и мысленно перевел взгляд на 100-метровую отметку. Где-то там Должна была примыкать верхняя часть плотины в правом берегу. Не верилось. Я спросил с замиранием сердца и верой в сказку: «Неужели она будет стоять здесь?». Взял аппарат и сфотографировал створ. Спустя почти 30 лет подобный вопрос я задал себе, глядя на буровые, стоявшие на Ангаре в створе Богучанской ГЭС, но утвердительный ответ теперь мог дать и сам. Уверенность была определенной. К этому времени работали все агрегаты Красноярской ГЭС.
С этих дней на стройке стали бывать чаще. Сюда шли люди отовсюду и те, кто хотел заработать, найти себе место, и люди, блуждающие с места на место, любители пристроиться к теплому местечку, где можно было чем-то поживиться. Допускалось немало и нарушении в подборе людей в том числе и приеме на работу по приятельским соображениям. На бюро Красноярского горкома партии был подготовлен и заслушан вопрос руководства строительства по подбору кадров, работе с ними. Было указано на серьезные недостатки, отмечалось стремление подбирать и расставлять людей по принципам землячества, знакомства. Первый начальник строительства Красноярской ГЭС Ислам-заде долго не задержался здесь и вскоре уехал.
Первые склады, небольшие базы размещались в самом Красноярске. Руководители управления строительства занимали несколько комнат в ЦБТИ Совнархоза рядом с крайкомом партии. Дирекция размещалась в домике в городском парке культуры и отдыха, в нескольких метрах от здания первой электростанции Красноярска. Поистине символично!
Недалеко от нынешнего телецентра в Николаевке была база геологов экспедиции № 7. На Бугаче принимались первые грузы. Там начал строиться ГЭСовский поселок. Немного позже первые дома стали появляться на окраине города, недалеко от речки Лалетиной. Начиналась отсыпка автодороги.
Помню встречу первого комсомольского десанта — отряда посланцев комсомола из Ивановской области в составе 149 человек. Остановился поезд на перроне Красноярского железнодорожного вокзала. Заиграл оркестр. Из вагонов выходили молодые люди с загорелыми лицам, трудовыми руками, с простенькими чемоданами, сумками и сундучками. Они ступили на незнакомую сибирскую землю, которая их ждала, нуждалась в их силе и энергии, в их опыте строителей (а таких было немного), в готовности научиться строительному делу, да и другим профессиям.
Сходили на землю, которая в дальнейшем кого-то приняла, кого-то отторгла. В основном же в душе у каждого была тревога: «А как встретит этот край? Что меня ждет за пять тысяч километров от дома?» Многие здесь только начинали свою трудовую биографию и сегодня вспоминают эти дни.
Торжественно отмитинговали на привокзальной площади. Посланцы комсомола сели в автобусы и направились на речной вокзал. Время было где-то около восьми часов вечера. Надо было ждать, чтобы в «окно» вечерней разводки понтонного моста пароход (кажется, «Вейнбаум» или «Литвинов») отплыл с ребятами к поселку Скит. Впечатление было, что приехали хорошие ребята, труженики. Среди них были Николай Бархатов (потом секретарь комсомольской организации), Галя Корулина, совместившая труд и спорт, она стала первым мастером спорта по лыжам на стройке, и другие. В ту пору к нам уже ехали многие отряды комсомола. Лучше себя показали куряне, брянские, ребята из Чувашии, Мордовии, Ма­рийской АССР, Башкирии, Татарии, посланцы из многих городов. Были такие, кто уже успел побывать не на одной ударной стройке. В ивановцах мы не ошиблись. В образованные строительно-монтажные поезда — СМП-276, СМП-277 — влились посланцы Курской, Тамбовской областей. Они строили жилье на Бугаче, в Овсянке, Слизневой, вели дорогу на ГЭС, участвовали в создании промбазы.
Был организован трест «Красноярсктрансстрой». Первым управляющим стал Иванов. Как-то с ним мы поехали на газике проведать только что приехавших ребят в Овсянку. Дорогу ежеминутно отсыпали грунтом самосвалы, тут же бульдозерами равняли полотно. Рядом же с домиками колеса автомашины полностью утопали в грязном месиве. Ребята приехали в этот день, обустраивались. Настрой был бодрый. Тут же один паренек на глазах мастерил стол из тонких стволов деревьев, другой подлаживал двери, комарье лезло во все щели. «Все бы ничего, но лампы нужны». Я посмотрел. Вроде электропроводки не было. Паренек пояснил: «Стекла для керосиновой лампы». Начинали с этого, без претензий. Тут мне вспомнилось, что несколько дней назад принимали посланцев из Харькова и Ростова. Те были более категоричны. Встретил я их в общежитии треста № 47 (будущий «Красноярскпромхимстрой») на улице Глинки. Началось сразу с претензий. Во-первых, почему вы нас встретили без духового оркестра? «Нас на целине и на Камчатке встречали музыкой (уже успели побывать в других местах!), во-вторых, у нас в Харькове свиньи такой хлеб не едят, в-третьих, у каждой кровати были коврики. Разве об этих трудностях нам говорил Хрущев? Мы будем жаловаться!»
Через день так случилось, что на железнодорожном вокзале я увидел этих «патриотов» уже уезжающими, видимо, на другую стройку, в поисках новых подъемных. Но эти, в Овсянке, похоже, были другими. На душе стало как-то спокойнее. Возвращались ночью обратно в Красноярск. Дорогу уже пересыпали, и газик выдерживал экзамен на всепроходимость. В это же время по правому берегу велась отсыпка полотна железной дороги. Разворачивалось строительство в поселке Скит, переименованном уже 12 марта 1957 года в Дивногорск. На левом берегу деревня Шумиха пополнялась новыми жителями. Успешному созданию опорной базы строительства, формированию коллективов, решению многих вопросов жизни способствовало внимание и помощь партийных, советских, комсомольских органов города Красноярска. В 1956 году мне была оказана честь - я был избран первым депутатом Красноярского горсовета по Шумихинскому избирательному округу, куда входил поселок Дивногорск. «Стройка молодежная и пусть баллотируется кандидатом в депутаты секретарь горкома комсомола. Ему и быть среди молодежи, и помогать строителям», -так решили в горкоме и горсовете. Приходилось также часто бывать в Дивногорске, вести прием жителей поселка, постоянно вникать в вопросы труда и быта жителей, принимать меры. На встрече с избирателями в клубе Шумихи (такой клуб я видел впервые, он больше напоминал какой-то сараи) мне задали много вопросов относительно благоустройства, строительства водопровода, клуба и многого другого. Я было стал отвечать, что деревня Шумиха-то ведь затопляется, на 100 метров будет под водой, но вовремя остановился.
Избирателям это было явно не по душе. Как же так! Раз мы тебя избрали, теперь заботься о нас, какой же ты тогда депутат! Жители Шумихи не воспринимали как-то, что через несколько лет поселок окажется глубоко под водой, на дне Красноярского моря.
Руководство стройки понимало, что Шумиха нужна, и перекрытие, кстати, шло и с этого берега. Были построены в скором времени и клуб, и пекарня, появился детсад. Хотя вопросы были сняты далеко не все. В т первые выборы избиратели пришли голосовать в большую палатку. В мои депутатские заботы входила и помощь жителям Шумихи и Дивногорска в установлении переправы (пока мост только начинал строиться), и в заготовке продуктов, и всего, необходимого на период весенней распутицы осенне-зимнего ледостава. Пройти к Шумихе было тяжело. В период распутицы Шумиха на 4—5 месяцев в году полностью изолировалась от Дивногорска. Требовалось запасаться всем необходимым. Единственная дорога была со станции Зеледеево, но это была неудобная связь, обычная таежная дорога. И только постройка моста через Енисей сняла проблемы.
Разворачивались работы по лесосводке. Леспромхозы вели сплошную рубку и заготовку леса. Под новый 1957 год в свободный день поехал я в деревню Саражаковку, через Шумиху и далее на Бирюсу срубить елку. В Саражаковку на перевал машину затянул трактор санного поезда. Перевал прошли, машина спустилась. Срубили несколько елочек. Смеркалось. А вот как выбраться обратно? Близилась встреча Нового года, тракторист уже уехал... И маячила перспектива далеко не праздничная, да и дома наверняка нас уже потеряли. Каким-то чудом в поселке еще работал трелевочный трактор КТ-12, который нашу машину все-таки согласился поднять на перевал. В тот вечер это было чудом!
Предстоял нелегкий труд начального периода. Помню, одним из первых пришел на стройку В.Н. Волков, начальник 1-го (да и, кажется, единственного по тому времени) Красноярского пассажирского автохозяйства, что было в самом начале улицы Сталина (ныне проспект Мира). Оно перевозило людей от остановки «Старый базар» и до железнодорожного вокзала. На этом маршруте — тоже помнится — ходили 3—4 автобуса. Когда красноярцы брали их штурмом, автобусы оказывались «резиновыми». Волков слыл строгим, требовательным руководителем и позже, бессменно работая на строительстве ГЭС, вырос до начальника автоуправления. Я помнил его со своих школьных лет. Напротив автохозяйства был гастроном, как в народе звали, «зелененький». Здесь мы выстаивали в военные годы много часов в хлебных очередях, а иногда занимали очередь с вечера и проводили ночь тут же на улице, чтобы отоварить хлебную карточку. Потому мы хорошо видели автохозяйство и его маститого хозяина.
На стройку пришли известные в городе хозяйственники, партийные руководители — Савушкин Николай Никитич, Лисюткин Василий Петрович, из ОРСа железной дороги — Григорий Николаевич Полушкин, Сычев — первый строитель дорог, и другие. С паровозовагоноремонтного завода был направлен на стройку председатель завкома профсоюзов (затем он был избран секретарем парторганизации) Байков Александр Григорьевич, кадровый паровозоремонтник, человек с большим жизненным опытом. Одним из первых начальников стройучастка стал первый строитель завода телевизоров Николай Дмитриевич Троицкий. Этот участок строил в Красноярске первое ГЭСовское жилье вверху, над улицей Свердловской. А Рядом с садом Крутовского, примыкая к лесоперевалке, были построены Первые шесть бараков-общежитий и первая промбаза с большим автогаражом и ремонтным цехом.
В каждом коллективе города рождались думы: «А чем мы можем помочь строителям гидростанции?». Это и стремление участвовать в сооружении крупнейшей в мире станции, это и мечта уйти от дефицита электроэнергии.
Красноярцы понимали серьезность и величие объекта: «У нас строится самая крупная в мире ГЭС». И было очевидно, что начальный, первый период — создание промышленной базы, строительство дороги, формирование начального коллектива — не может проходить без помощи Красноярска, без его участия. Слов нет, был миллион трудностей и далеко не всегда кто-то щедро делился с гидростроителями. Бывало по-всякому! Но доминировал, преобладал принцип — в стройке участвовать, всемерно помогать! Ибо стройка ГЭС — наша кровная, Красноярская. Так было! До образования города Дивногорска еще предстояли нелегкие 7 лет. Годы прокладки дороги, строительства первого жилья, создания производственной базы, коллектива, условий для жизни и работы.
Первыми, кто пришел в стройуправление, были красноярцы. Знание города, людей, их связи помогали на первых порах решать возникающие проблемы. С первых дней строительства одним из главных поставщиков цемента был Красноярский цементный завод. Время сглаживает остроту проблем того времени. Сколько же было горестных дней, когда цемент шел с перебоями, по нарядам с других заводов, работали с колес, а иногда стояли без цемента.
Но гидротехнический цемент — технология его производства усовершенствовалась с учетом потребности стройки — шел с Красноярского завода. Было получено более полутора миллиона тонн!
Кирпич и строительные материалы, а затем и конструкции для строительства жилых домов получали с баз Главкрасноярскстроя. Предприятия Краслеспрома обеспечивали стройку круглым лесом и пиломатериалами, особенно в первый период, пока не заработал свой ДОЗ в Овсянке.
Большие объемы перевозок легли на плечи Енисейского речного пароходства, крайавтоуправления, Красноярского отделения железной дороги. Кажется, днем и ночью вверх к створу шли тяжело груженные суда с инертными материалами, лесом и другими грузами. Много заказов изготовили коллективы предприятий: Сибтяжмаш — от кранов для подъема затворов, водоводов к турбинам до тележек судоподъемника. Судостроительный завод, судоверфь и машиностроительные заводы поставляли различную продукцию. А тысячи километров ЛЭП, построенные трестом Красноярскэлектросетьстрой! Когда длительное время, особенно в период весенней и осенней распутицы, месяцами Скит был «оторван от мира», а дизтопливо, продукты, почту пытались доставлять вертолетом, то особенно чувствовалась незыблемость аксиомы: «Все начинается с дороги». Это был 1956 год. Строители уже преодолели, обуздали первую реку, соорудив бетонную трубу и пропустив в нее Лалетинский ручей.
Построенная в сжатые сроки автодорога соединила Красноярск и Дивногорск. Это был очень важный рубеж, и хотя с первыми морозами образовывалась гололедная магистраль, машины часто не могли проехать, но дорожники довольно быстро навели порядок: на всем протяжении появились ящики с песком и, новое для красноярцев, — опилочные ловушки. Дорожники за дорогой следили — чувствовалось, что есть хозяин.
Формирование первого коллектива, строительство дороги, подъездов, создание стартовой производственной базы, первое жилье, соцкультбыт — все это первые месяцы и годы, трудности начального периода!
Первыми организаторами стали работники Красноярского горкома партии и горсовета, Кировского райкома и райсовета депутатов трудящихся. Создание первичных звеньев в коллективе, подбор и расстановка кадров, создание нормальных условий жизни, быта было первейшей их заботой. Сегодня, к сожалению, их почти не помнят. Это В.О. Чеботаревич и М.С. Крылов — заведующие отделами крайкома и горкома партии, Н.Н. Органов, А.А. Кокарев, В.Ф. Гаврилов-Подольский, М.С. Суетин, П.Г. Макеева — секретари краевого комитета партии. Руководители г. Красноярска: B.C. Сафронов, А.И. Исаев, И.И. Механников, Н.Н. Каминский, руководители Кировского района — П.С. Колин, С.К. Лыков, В.И. Бурнакин, комсомольские вожаки: В.К. Автушко, Е.Г. Ротанова, Владимир Темеров, Николай Симонов, Владимир Большаков, Константин Чернов, Леонид Иванов, Григорий Вощин и многие другие…»
На ГЭС все больше ехало специалистов, монтажников с других строек гидростанций, с разных концов страны. Многие из них становились руководителями подразделений, формировался костяк, основа коллектива. Ехали, «чтобы здесь в тайге стали станции, стали новые города». Ехали заработать, получить профессию, обзавестись жильем, устроить свою жизнь, свою семью.
Разместившись в пионерлагере, начали строить жилье, общежития. Особо не хватало столовой, нужны были магазин, хлебопекарня, медпункт, аптека, почта, больница, милиция. Нужны были клуб, ясли, детсад, школа, спортсооружения и многое другое. Все эти заботы, конечно, были во внимании руководства. На бетонной дороге в Дивногорск появится лозунг: «Красноярская ГЭС — это гордость твоя, комсомол!»
Стройка испытывала трудности с материально-техническим обеспечением, перебои с поставкой цемента, арматуры. Остро не хватало кирпича и других материалов. Во всех делах участвовала молодежь, прибывали новые посланцы комсомола, ехали демобилизованные воины, шли люди по оргнабору.
Имелись трудности с обучением профессии, недостатки в организации труда, нередко срывался план строительства.
На пленуме Красноярского крайкома ВЛКСМ в 1956 году рассматривался вопрос о воспитательной работе среди новоселов. Говорилось, что в край приехало уже 12 тысяч человек. К осени 1957 года была одержана первая победа. Строители мостопоезда № 442 создали первую очередь моста через Ману. Был преодолен непроходимый рубеж. Пока мост был построен с однорядным движением и транспорт регулировался светофором в ту и другую сторону. Дорога приближалась к станции. На митинге выступил бывший в то время первым секретарем крайкома партии Николай Николаевич Органов. Поздравив строителей с огромной победой, он сказал: «Следующее торжество мы отметим 7 ноября 1957 года, в новом клубе гидростроителей Красноярской ГЭС». Один из жителей поселка Дивногорск писал в газету: «И праздничное настроение гидростроителей было удвоенным. Приятно было встретить праздник в новом клубе.
За шесть месяцев 1958 года было сдано в эксплуатацию 7763 кв. м. Строилось 5 общежитий для молодежи общей площадью почти 2 тыс. кв. м.
Комитет комсомола, руководство ГЭС объявили строительство жилых домов, общежитий для молодежи, котельных и теплофикацию в Дивногорске ударным делом. В социалистическое соревнование включились 22 комсомольско-молодежные бригады. Участие в соревновании заставило многие бригады творчески подойти к решению сложных производственных вопросов.
Долгое время за старшего на стройке оставался Константин Владимирович Севенард — главный инженер управления строительства, он же исполнял обязанности начальника. Севенард — инженер с глубокими знаниями и опытом.
Строительство Красноярской ГЭС предусматривалось особым закрытым постановлением руководства страны (в конце 1955 года). Оно определяло программу производства оборонной техники, значительного увеличения выпуска алюминия. Постановлением намечалось строительство Красноярского и Братского алюминиевых заводов, а также новых гидроэлектростанций — Братской и Красноярской.
Началась отсыпка перемычки.
Так же бросили камень «Покорись, Енисей!».
Андрей Ефимович Бочкин появился на стройке в начале 1960 года. Он не смотрелся маститым начальником, за плечами которого было уже, как писали журналисты, шесть морей. Не различая дня и ночи, не жалея сил и здоровья. Андрей Ефимович быстро стал среди строителей своим. Он постоянно держал совет с рабочими бригадирами. Его называли «наш дед». В этих словах были и теплота, и уважение, и надежды.
Первый бетон укладывали торжественно. Затем переехали на открытие временного моста через Енисей, который соединил правый и левый берега, связав тем самым Шумиху с правым берегом, и не только Шумиху, а и дорогу из Абакана в Красноярск. Мост построил коллектив 442 мостопоезда.
Перед строителями стояла четкая задача — перекрыть Енисей, завершить правобережный котлован и широким фронтом продолжать строительство плотины и здания ГЭС.
В левобережном котловане поистине кипела работа. Мощные прожекторы ночью освещали левобережный котлован, из которого шел гул (от работающих машин, укладывающих бетон).
Рос коллектив станции, решались вопросы комплектации оборудованием и, в первую очередь, создания уникальных турбин в 500 тыс. кВт, мощных силовых трансформаторов, начинки открытого распределительного устройства и многого другого. Колоссальную работу провели по пуску первого агрегата и последующих монтажники участка Гидроэлектромонтажа, Спецгидроэнергомонтажа, Гидромонтажа и других.
Как и прежде, активно участвовали в подготовке к пуску первых агрегатов предприятия Красноярска — цементный завод, Сибтяжмаш, предприятия автомобильного, воздушного и железнодорожного транспорта, речного пароходства и другие. Руководство станции готовило кадры эксплуатационников, направляло их на стажировку на предприятия Минэнерго. И вот выполнив последовательно все необходимые приготовления, 25 октября 1967 года 1-й агрегат был поставлен на холостые обороты, а спустя два дня и второй агрегат. 3 ноября первый агрегат ГЭС был поставлен под нагрузку. 5 ноября — 2-й агрегат. Пуск первых агрегатов стал праздничным событием для всего края. Свершилось! Красноярская ГЭС заработала.

Красноярская ГЭС



Красноярская ГЭС



Красноярская ГЭС



Красноярская ГЭС



Красноярская ГЭС



Красноярская ГЭС



Красноярская ГЭС



Красноярская ГЭС



Красноярская ГЭС



Красноярская ГЭС



Красноярская ГЭС



Красноярская ГЭС



Красноярская ГЭС



Красноярская ГЭС



Красноярская ГЭС



Красноярская ГЭС



Красноярская ГЭС


Источник
© 2012 FUN-SPACE.ru. Все права защищены.
Создание сайтов Санкт-Петербург