Авиация

Неизвестный штурмовик. Як-35Д

Неизвестный штурмовик. Як-35Д



В начале 1968 года Советское министерство обороны приняло решение о разработке специализированного бронированного штурмовика для поддержки войск на поле боя.

Идея создания такого самолета появилась после анализа применения штурмовиков во время второй мировой и во время военных конфликтов в 50-х и 60-х годах. Советские разрабатываемые или состоящие на вооружении самолеты того времени такие как Су-7, Су-17,М иГ-21 и МиГ-23 не совсем соответствовали требованиям к самолету непосредственной авиационной поддержки войск на поле боя. Им не хватало бронирования для защиты пилота и жизненно важных частей самолета. А высокие скорости полета затрудняли визуальное обнаружение и опознавание целей на поле боя, так как РЛС в этой роли оказались малоэффективны. Вес боевой нагрузки и большое время реагирования на угрозы или по вызову передовых авианаводчиков так же было недостаточным.

И так, в 1969 году был объявлен конкурс на создание нового самолета непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск по новым требованиям для Советских ВВС.

Неизвестный штурмовик. Як-35Д



Он должен быть простой по конструкции, чтобы его можно было просто и с минимальными затратами производить, ремонтировать в полевых условиях, а также иметь малое время реакции по вызову.

Самолет должен был быть оснащен двумя турбовентиляторными двигателями Ивченко АИ-25Т без форсажа тягой по 1750кгс., разработанными для Як-40 и УТС Л-39 "Альбатрос".

Самолет должен был иметь встроенную пушку и применять только неуправляемое вооружение : НУР и бомбы калибром до 500 кг. Прицельные приспособления самые простые — коллиматорный прицел и лазерный дальнометр.

Нормальная боевая нагрузка должна была составить 1500 кг, с увеличением до 2500 кг в перегрузе. Нормальный взлетный вес - 8200 кг, максимальный взлетный вес - 10000 кг.

Неизвестный штурмовик. Як-35Д



В конкурсе приняли участие основные КБ того времени: Сухого, Яковлева, Ильюшина, Микояна. Все ОКБ представили свои проекты, но в ходе их рассмотрения решено было расширить требования по созданию более сложного самолета с большими боевыми возможностями.

В конкурсе лидировали Илюшин со своим Ил-42, позднее превратившийся в Ил-102 и Сухой со своим проектом Т-8, позже получившим название Су-25. В итоге победили Сухие.

ОКБ Яковлева опоздал с подачей своего проекта, известного как Як-35 и оказалось, что он уже не удовлетворяет измененным требованиям. Он затачивался под первоночальные требования и был самым легким среди конкурентов. Но ОКБ Яковлева продолжило развивать проект в расчете на его экспортный потенциал.

В конце концов до мая 1970 г. было построено и успешно испытано три прототипа. Это был компактный самолет, в нем нашло применение много из опыта создания УТС Як -30/32 (код НАТО "Magnum/Mantis"), но он не повторял его конструктивную схему. Самолет имел крыло небольшой стреловидности и крестообразное хвостовое оперение, два двигателя АИ-25Т были установлены рядом в хвостовой части.

Неизвестный штурмовик. Як-35Д



Пилот сидел в бронированной кабине, бронирование которой выдерживало попадания 20мм снарядов. Весь его дизайн несколько напоминал шведский УТС СААБ-105 или первоначальный вариант штурмовика ОКБ Сухого Т-8.

Самолет имел прочное шасси с односкатными пневматиками низкого давления убираемыми в фюзеляж, был вооружен двумя пушками Нудельмана–Рихтера НР-30 со 100 выстрелами на ствол, имел 7 узлов внешней подвески (три под каждым крылом и один под фюзеляжем)для НУР и бомб.

Внутренняя пара пилонов была "мокрой" — на ней могли подвешиваться ПТБ объемом 600литров. Снаружи фюзеляжа могли устанавливаться в контейнерах разведовательное оборудование, оборудование постановки помех и контейнеры наведения ракет воздух-земля. Для самообороны на внешних пилонах могли подвешиваться ракеты с ИК-системами самонаведения типов Р-3С, Р-13, а позже и Р-60.

Авионика включала активную станцию постановки помех Сирена-10 в сочетанием с блоками тепловых ловушек и дипольных отражателей. Лазерный дальнометр был установлен в носу фюзеляжа. Имелся радиовысотомер и бомбардировочный прицел.

Неизвестный штурмовик. Як-35Д



Запад впервые узнал о новом Советском самолете во время Октябрского парада 1972года в Москве, когда первые три Як-35 сделали один проход на средней высоте. Самолет сразу же получил в НАТО кодовое имя "Мошенник".

Прототипы и два планера для статиспытаний использовали для неспешного продолжния программы. Никаких серьезных проблем не выявилось. Як-35 оказался очень надежным и простым в управлении самолетом и заслужил положительные отклики и похвалу у летчиков. Самолет оказался очень гибкой платформой.

Шло время и все говорило в пользу Як-35, который в итоге и получил свой шанс. Поскольку программа Су-25 столкивалась с большими задержками, а новый штурмовик был срочно нужен ввиду обострения напряженности с Китаем, было решено запустить Як-35 в серию.

С 1974 года самолет стал применяться совместно с Су-17. Его радиооборудование было обновлено и он стал называться Як-35Д (в НАТО "Мошенник-В"). Cамолет теперь мог применять ракеты Х-25 — пара этих ракет могла подвешиваться на внутренних пилонах. Система наведения подвешивалась под фюзеляжем.

В общей сложности до 1979 года были построены 110 Як-35Д. Все они служили в Советских ВВС в Забайкалье и не применялись в Афганистане, так как довольно слабый движок не позволял эффективно применять их в высокогорном разреженном воздухе.

Неизвестный штурмовик. Як-35Д



С 1982г Як-35 были быстро заменены на наконец доведенный Су-25 и отводились во вторую линию применения. Большинство из оставшихся Як-35Д держали для обучения применению оружия и как мишени для обучения пилотов МиГ-21 до 1990года. Некоторые служили как буксировщики мишеней на Дальнем Востоке для тренировки фронтовых подразделений.

Самолет никогда не поставлялся на экспорт.

Характеристики:

Экипаж - 1 человек
Длинна с трубкой Пито(ПВД)- 14,54 метра.
Размах крыла — 9,52 метра
Высота — 4,6 метра
Вес пустого — 6,525 кг
Нормальный взлетный — 8,750 кг
Максимальный взлетный вес — 11,400кг
Двигатели 2хАИ-25Т без форсажа тягой по 1.750 кг
Скорость максимальная — 1050 км/час (без внешних подвесок)
Дальность полета —2500 км
Практический потолок — 14000 метров
Скороподьемность — 76 м/сек
Тяговооруженность — 0.54
Вооружение:
2х30 мм пушки с 100 выстрелами на ствол
7 узлов подвески — общий вес боевой нагрузки — 2500 кг
в том числе 2 УР воздух-воздух, бомбы обычные и кассетные, контейнеры с пушками, НУР, УР воздух-поверхность Х-23 и Х-25.

Неизвестный штурмовик. Як-35Д



Неизвестный штурмовик. Як-35Д



Неизвестный штурмовик. Як-35Д



Неизвестный штурмовик. Як-35Д

Источник
© 2012 FUN-SPACE.ru. Все права защищены.
Создание сайтов Санкт-Петербург