Авиация

Найдены обломки пропавшего в прошлом году Ан-2

Найдены обломки пропавшего в прошлом году Ан-2



На его борту находились командир судна Хатип Кашапов и еще 12 человек, в том числе начальник ГИБДД Серова Дмитрий Ушаков и его подчиненные. Некоторые из пассажиров, как например супруги Юлия и Антон Сафоновы, попали на борт "кукрузника" случайно. Как предполагали следователи, экипаж и пассажиры могли отправиться на рыбалку или даже "в баню в соседний регион". Поиски пропавшего самолета шли несколько месяцев. За это время спасатели обследовали территорию площадью около трех тысяч кв км, а с помощью авиации - более 300 тыс. кв км. Во время поисков удалось найти другой Ан-2, пропавший в 1980-х годах, а также останки вертолета Ми-8, однако следов "кукурузника" вылетевшего из Серова так и не нашли. В ноябре руководство региона приняло решение прекратить поиски.

"Известия" с первых дней исчезновения Ан-2 следили за ходом спасательной операции, а после ее официального завершения издание продолжило собственное расследование. Были опрошены охотники, егеря и спасатели, корреспонденты издания не раз выезжали в Серов для проверки появлявшихся время от времени сведений о найденном самолете. Но все они оказывались ложными.

Найдены обломки пропавшего в прошлом году Ан-2



И вот спустя почти год после исчезновения самолета корреспонденты "Известий" в рамках совместной экспедиции с местными охотниками наконец-то обнаружили разбившийся Ан-2 и останки летевших на нем людей. Они находились всего в восьми километрах от аэропорта, с которого "кукурузник" отправился в свой последний рейс.

- Мне показалось сперва, что это ЛЭП опрокинутая. Но потом сообразил: откуда в тайге ЛЭП, отродясь не было, - рассказывает житель Серова Сергей Скрябин, который первым наткнулся на обломки самолета Ан-2, разбившегося в окрестностях города в июне прошлого года. – Но пойти туда мы не решились. Уже темнело, а эта ЛЭП в самом центре болота.

Найдены обломки пропавшего в прошлом году Ан-2



Сергей и его товарищ Александр Кузнецов испытывали в лесу самодельный вездеход, но оставили машину и углубились в тайгу, поискать места для открывающегося скоро охотничьего сезона, да и просто присмотреть площадку для посиделок подальше от города. До странной конструкции не дошли метров тридцать. Вернулись домой, забив в GPS-навигаторе координаты ближайшей точки.

Оба признаются, что сразу заподозрили, что наткнулись на пропавший прошлым летом самолет, на борту которого было 13 человек. Но звонить спасателям или в полицию не спешили – вскоре после пропажи воздушного судна и тех и других завалили ничем толком не подтверждёнными сообщениями о возможном месте падения самолета. Нужно быть уверенным наверняка. Вместе с охотниками в решающий путь с месту трагедии отправились и корреспонденты "Известий".

Без вездехода, который просто не способен вместить всю экспедицию, путь туда, где могут лежать обломки самолета, очень непрост. Несколько километров от Серова на машине по разбитой технической дороге вдоль газопровода. Потом прыжками через траншею с гигантской трубой и дальше пешком через болотистую тайгу.

Здесь еще не совсем весна. Под деревьями то тут, то там еще лежат сугробы, лужи подернуты коварным льдом, который проваливается под болотными сапогами, уходя вместе с каблуком порой на метровую глубину.

Если верить GPS-навигатору, то до сохраненной накануне точки всего четыре с небольшим километра. Но по частому валежнику и топи, которая медведем ревет в ответ на каждый шаг по ней, идти приходится больше двух часов.

Найдены обломки пропавшего в прошлом году Ан-2



Но даже тогда, когда аппарат сигнализирует о приближении к концу заданного маршрута, ничего похожего ни на опору ЛЭП, ни на обломки самолета не видно. Кругом лишь тайга и болота. Но навигатор настаивает на том, что переход завершен.

- Блин. Вот я случайно совсем эту штуку заметил. Шаг влево – шаг вправо и все, уже не видно, - кипятится Сергей Скрябин. – Но я не вру. Я честно это видел.

Его товарищ Александр в тот же момент кричит из-за ближайшего дерева: «Нашел».

Из-за веток проглядывают металлические сплетения, действительно, очень похожие на лежащую на боку опору линии электропередач. Но это не опора. Это крыло самолета Ан-2 без металлической облицовки.

Найдены обломки пропавшего в прошлом году Ан-2



Самолет лежит – а вернее, торчит – прямо посреди болота. Он вошел в топь под острым углом винтом вперед. Винт, двигатель, да и весь передок до панели приборов ушли в вязкую жижу. Из нее торчит только выхлопная труба. Металлической облицовки нет не только на крыле. Она почти вся разлетелась или оплавилась, запах гари тут чувствуется так явно, как будто огонь горел только вчера. Из-за разрушений кукурузник – а это определенно он - нельзя сразу идентифицировать как тот самый, с бортовым номером RA-40312, который почти год назад пропал без вести. Ни самого номера, ни названия авиакомпании на корпусе не сохранилось. Лишь инвентарные номера некоторых деталей и предупреждение «Не браться» на кромке крыла.

Но то, что находится внутри обгорелого корпуса, почти наверняка подтверждает, что это именно тот самый Ан-2, вылетевший в роковой рейс 11 июня прошлого года. То, что когда-то было салоном, сейчас забито человеческими костями. Позвонками, тазовыми суставами, сплетенными в узел грудными клетками. Мягких тканей тут давно нет. Похоже, что от удара внутренности пилота и пассажиров просто разметало. Среди обломков костей – черепа. Обгорелые и пробитые насквозь соседствуют с белыми без видимых повреждений. Кое-где кости уже обросли мхом, а какую-то их часть определенно растащили лесные звери и птицы.

Найдены обломки пропавшего в прошлом году Ан-2



Александр обходит окрестности, пытаясь реконструировать ход катастрофы. Поваленных самолетом деревьев немного. Около десятка. Таежный ветер и непрочная болотная почва валят куда больше. Значит, кукурузник упал почти сразу после того, как зацепился за верхушку одного из стволов.

- Завертело его, похоже. Только почему он в этом месте на снижение пошел? До аэродрома отсюда восемь километров. Рано снижаться, - Александр узнает расстояние, глядя на цифровую карту в навигаторе.

Среди разбросанных обломков ходит еще один участник поисковой экспедиции – двоюродный брат Сергея Дмитрий Скрябин. Он работает в местной газете и освещал ход поисков, которые прекратились поздней осенью прошлого года, когда леса вокруг Серова засыпало непролазным снегом.

- Вот тут тропинка хорошо утоптанная. Рядом с тем местом, откуда мы самолет рассмотрели. Тут давно никто не живет. Ее поисковики протоптали. Тут же все ими было вдоль и поперек перехожено, - удивленно произносит Дмитрий.

Скорее всего, поисковики не дошли до той кочки, с которой открывается вид на самолет, из-за той самой топи, которую не рискнули штурмовать в темноте первооткрыватели обломков. Она и сейчас едва проходима. А летом, когда окончательно тает лед, который еще в начале мая дает хоть какую-то поддержку при походе по трясине, болото вовсе отказывается подпускать людей к месту трагедии.

Найдены обломки пропавшего в прошлом году Ан-2



Эксперты считают, что у самолета мог отказать двигатель или пилот совершил непростительную ошибку из-за алкогольного опьянения
Причины авиакатастрофы Ан-2 под Саровом выяснят медики и МАК

Росавиация подтвердила, что найденые в тайге в Свердловской области останки самолета принадлежат именно пропавшему в этом районе почти год назад Ан-2, на борту которого находилось 13 человек. "Кукурузник" был обнаружен 4-го мая корреспондентами "Известий" и местными охотниками.

Теперь эксперты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) будут выяснять точную причину авиакатастрофы. Специалисты предполагают, что "кукурузник" мог разбиться из-за отказа двигателя, а также в силу допущенных ошибок или лихачества пилота Хатиба Кашапова, который, возможно, отправился в последний полет нетрезвым.

Сейчас спасатели МЧС, специалисты Росавиации и МАКа решают, вывозить ли останки фюзеляжа АН-2 из тайги под Саровом или его исследования будут проведены на месте.

Найдены обломки пропавшего в прошлом году Ан-2



- Экспертизе совершенно точно подлежат двигатель, сохранившиеся приборы и остатки топлива, - сообщила помощник руководителя Уральского СУ СКР Ирина Саркисян. - Вывоз обломков с места падения планируется через 2-3 дня. До этого момента в тайге будет идти осмотр и подготовка к транспортировке.

После этого с телами погибших будет проведена ДНК-экспертиза.

- После того, как приедут сотрудники Следственного комитета и соберут останки, мы их вынесем, после чего будет исследована их ДНК, - сообщил Михаил Бастрон, начальник Карпинского поисково-спасательного отряда.

Чтобы идентифицировать останки СКР планирует привлечь родственников погибших - у них будут взяты образцы крови для генетической экспертизы.

- Из-за давности смерти опознать тела обычной процедурной невозможно, на месте найдены только скелетированные останки, - рассказала "Известиям" Ирина Саркисян. - Для того, чтобы определить их принадлежность, у родственников пропавших возьмут пробы ДНК. После анализа будет ясно, понадобится ли более детальное исследование.

Найдены обломки пропавшего в прошлом году Ан-2



Бастрон также пояснил, что уже на данный момент с обломками самолета поработало более 200 человек.

- Поначалу больше 220 человек работало спасателей, не считая сотрудников МВД, - говорит Михаил Бастрон. - Самолет лежит на маленькой площадке, сгоревший. Его практически в «зеленке» не видно. Даже сейчас можно пройти 100 метров на самолете и его не увидеть реально.

Сейчас авиационные эксперты пытаются понять, что именно стало причиной авиакатастрофы - человеческий фактор или отказ техники. Уже известно, что самолет удалился всего на 8 км от аэродрома, таким образом пробыв в полете около 5 минут. Судя по расположению обломков и незначительным повреждениям деревьев, самолет не "утюжил" верхушки, а буквально рухнул вниз, в болото.

– В первую очередь эксперты будут обращать внимание на лопасти, двигатель, положение ручек и датчиков в кабине, а также повреждения скелетов пилота и пассажиров. В некоторых случаях, когда у пилота были переломы фаланги пальцев или голени, это свидетельствовало о резком торможении, а, например, специфическое положении туловища летчика может говорить о других проблемах самолета.

Согласно одной версии, двигатель АН-2 отказал, потому что в один из баков самолета могло быть залито некачественное топливо. В момент взлета двигатель питался от одного бака, затем переключился на другой, после чего "зачихал" и заглох.

Найдены обломки пропавшего в прошлом году Ан-2



- Ан-2 считается надежной машиной, - пояснил "Известиям" пилот гражданской авиации Владимир Герасимов. - Однако из технических причин падения наиболее вероятная - отказ двигателей.

Проверить, работал ли двигатель в момент падения или нет, несложно, говорит эксперт.

- Надо посмотреть на состояние винтов, - говорит Владимир Герасимов. - Если они крутились до конца, то должны быть обломаны специфическим образом по периметру.

Однако Герасимов отметил, что один из самых частых сценариев катастроф с Ан-2 - ошибка пилота, совершившего неосторожный маневр.

- Судя по тому, что деревьев повалено мало, самолет упал на низкой скорости, - говорит Герасимов. - А если учесть, что он пролетел всего 8 километров после взлета, то вырисовывается распространенная картина: пилот не успел набрать скорость, начал поворачивать, превысил крен и скользнул на крыло. После чего самолет задрал нос и на малой скорости упал в болото.

Герасимов также отметил, что отдельно стоит разобраться с пожаром: начался ли он после крушения или еще в воздухе.

- Если в воздухе, то вдоль бортов бы остались характерные отпечатки от языков пламени, - говорит Герасимов.

Найдены обломки пропавшего в прошлом году Ан-2



Военный летчик Андрей Гусев рассказал "Известиям", что, судя по фотографиям с места крушения (деревья повалены по траектории движения самолета), имеют место технические неполадки.

- Если деревья повалены таким образом, то значит пилот пытался спланировать и сесть, - говорит Андрей Гусев. - Хотел мягко сесть, а потом на маленькой скорости зацепился за верхушки деревьев и ушел в болото.

По мнению Гусева, крушение наверняка произошло не по вине пилота.

- Не верю, что он был пьян, ведь он все-таки смог взлететь и пролететь эти 8 километров, а это говорит о многом - считает Андрей Гусев.

Но версию об алкогольном опъянении пилотов эксперты не исключают. Проверить эту гипотезу позволит генетическая экспертиза останков погибших, - говорит врач-криминалист, директор научно-исследовательского института судебной экспертизы "Стелс" Александр Власов.

- Экспертиза останков приблизительно может занять 2 месяца. Так как мягкие ткани не сохранились, то самую полную информацию о погибших можно получить только из костного мозга. Именно исследовав костный мозг можно провести наиболее точную генетическую экспертизу и ответить на вопрос были ли погибшее люди в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, - отмечает Власов. - Поэтому скорее всего останки повезут в Перьм, только в местном химическом отделении бюро судебно-медецинской экспертизы есть необходимое ждля этого оборудование. Источник
© 2012 FUN-SPACE.ru. Все права защищены.
Создание сайтов Санкт-Петербург