Июнь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2

Авиация

Ту - 144, первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолет

ТУ-144 – это первый в мире сверхзвуковой самолет, который поднялся в воздух. Всего в истории мировой авиации 2 сверхзвуковых пассажирских самолета: ТУ-144 и Конкорд. Оба самолета в настоящее время не используются и сняты с производства.

Ту - 144, первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолет



Ту - 144, первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолет



Ту - 144, первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолет



Ту - 144, первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолет


Опытный образец сначала полетел 31 декабря 1968 около Москвы, [1] за два месяца до первого полета Конкорда. Tu-144 сначала преодолел звуковой барьер 5 июня 1969, и 15 июля 1969 стал первым коммерческим транспортом, который превысит Машину 2.

Ту - 144, первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолет



Ту - 144, первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолет



Ту - 144, первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолет


Первый полет ТУ-144 совершил 31 декабря 1968 года, на 2 месяца раньше первого полета Конкорда. 5 июня 1969 года ТУ-144 преодолел звуковой барьер, а 15 июля 1969 года стал первым в мире пассажирским и коммерческим самолетом, который превысил скорость M2.

Ту - 144, первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолет



Ту - 144, первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолет


ТУ-144 и Конкорд – внешне похожи, что стало предметом спекуляций и якобы промышленного шпионажа СССР. Тем не менее, подтверждение этого нет. Есть и значительные различия, так основное – расположение двигателей. У ТУ-144 они расположены по 2 с небольшим расстоянием между парами двигателей, у Конкорда разнесены в стороны – почти на середину крыла, есть и другие конструктивные особенности.

Ту - 144, первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолет



Ту - 144, первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолет



Ту - 144, первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолет



Ту - 144, первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолет


Но началом неудач и возможно причиной прекращения развития проекта стала катастрофа в 1973 году на авиасалоне в Ля-Бурже. Сохранилась видеосъемка катастрофы. Есть ряд версий, официальный, не официальный, тем не менее, на видео видно, что катастрофой по большему счету стал человеческих фактор. Пилот для показухи предпринял такой маневр, что нагрузка на самолет стала критической и конструкция просто не выдержала перегрузок.

Ту - 144, первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолет



Ту - 144, первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолет



Ту - 144, первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолет



Ту - 144, первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолет


В мае 1978 года потерпел катастрофу опытный образец ТУ-144Д, этот самолет по сравнению с начальной модификацией имел большую дальность полета, меньший расход топлива и другие изменения, которые вносились с целью уменьшения стоимости эксплуатации самолета.

Ту - 144, первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолет



Ту - 144, первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолет


Самолет ТУ-144 эксплуатировался на маршруте Москва - Алма-Ата, ввиду того, что стоимость билетов на 30% была выше, чем на другие самолеты, рейс был не загружен и экономически не рентабельный. Самолет за свою историю успешно совершил 58 рейсов по перевозке пассажиров.

Ту - 144, первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолет



Ту - 144, первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолет



Ту - 144, первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолет


Далее он использовался на Дальнем Востоке, как грузовой самолет, совершив еще 102 успешных рейса.
После этого эксплуатация самолета была прекращена.

Ту - 144, первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолет



Ту - 144, первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолет



Если сравнивать ТУ-144 с Конкордом, то по внешнему виду они очень похожи, различия состояли в том, что Конкорд превосходил ТУ-144 по экономичности, электронике, более низкой возможной посадочной скорости (329 км/час у ТУ-144 и 300 км/час у Конкорда). Превосходство Ту-144 перед Конкордом выражалось в более лучшей аэродинамике.

Ту - 144, первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолет



Ту - 144, первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолет


Всего за историю выпущено 16 действующих самолетов и 1 недостроенный.

Ту - 144, первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолет



Ту - 144, первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолет


Нужно заметить, что изначально на ТУ-144 использовались турбореактивные двигатели НК-144, недостатком этих двигателей было, то, что для достижения сверхзвуковой скорости, нужно было включать форсаж, естественно, это приводило к громадному расходу топлива.
На самолетах Ту-144 Д уже использовались двигатели РД-36-51А, это первые в мире газотурбинные двигатели, позволявшие достигать сверхзвуковых скоростей без использования форсажа.
Применение данного двигателя сократило расход топлива чуть ли не в 2 раза.

Ту - 144, первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолет



Ту - 144, первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолет



Ту - 144, первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолет



Проблемой эксплуатации самолета были постоянные незначительные поломки, но они требовали изучения, то есть затрат времени, на принятие решения – выпускать в рейс самолет или нет.

Ту - 144, первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолет



Ту - 144, первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолет


Очень существенным недостатком был огромный шум в салоне самолета. Шум исходил от двигателей и от системы кондиционирования. Дело в том, что на сверхзвуковых скоростях обшивку самолета нужно было охлаждать от перегрева, система охлаждения создавала значительный шум. Так на практике рядом сидящие пассажиры слышали друг друга, только в том случае, если разговаривать криком, в задней части самолета шум был невыносимым.

Ту - 144, первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолет



Ту - 144, первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолет



Ту - 144, первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолет


Почему в настоящее время нет сверхзвуковых пассажирских самолетов?
Прежде всего, из-за дороговизны эксплуатации таких типов самолетов. Помимо того что на более высокой, а тем более сверхзвуковой скорости расход топлива значительно выше, чем на до звуковой есть еще проблемы с корпусом самолета.

Ту - 144, первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолет



Ту - 144, первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолет



Ту - 144, первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолет


На сверхзвуковых скоростях корпус самолета нужно постоянно охлаждать, дабы избежать перегрева, деформации и разрушения. Можно, конечно, применить титановые сплавы, но это автоматически поднимет стоимость самолета и стоимость его изготовления. На данный момент при цене сегодняшнего топлива коммерческая эксплуатация сверхзвуковых пассажирских самолетов просто не эффективна.

Ту - 144, первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолет



Ту - 144, первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолет



Ту - 144, первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолет



Ту - 144, первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолет



Ту - 144, первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолет





Основные данные серийного СПС Ту-144Д

- длина самолета без ПВД - 64,45 м;

- размах крыла - 28,8 м;

- высота самолета - 12,5 м;

- площадь крыла с наплывом - 506,35 м2;

- максимальная взлетная масса - 207000 кг;

- масса пустого снаряженного самолета для варианта на 150 пассажиров - 99200 кг;

- крейсерская сверхзвуковая скорость полета - 2120 км/ч;

- практическая дальность полета, с коммерческой нагрузкой:

7 тонн (70 пасс.) - 6200 км;

11-13 тонн (110-130 пасс.) - 5500-5700 км;

15 тонн (150 пасс.) - 5330 км.








Источник
© 2012 FUN-SPACE.ru. Все права защищены.
Создание сайтов Санкт-Петербург