Май 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4

Истории

Достать Ямамото!

«Достаньте Ямамото!» – так звучала личная просьба президента США Франклина Делано Рузвельта к Франклину Уильяму Ноксу, министру ВМС, положившая начало подготовке к операции под кодовым названием «Vengeance» («Месть»).

После налета японской авиации на базу флота в Перл-Харборе 7 декабря 1941 года американцы всей душой жаждали мести – погибло почти 2500 американских солдат и еще почти 1500 получили ранения различной степени тяжести. Но сильнее всего США оскорбило то, что уже в первый день войны они потеряли господство в Тихом океане, и теперь никто не мог оказать японцам более-менее серьезного сопротивления и остановить их продвижение. В США было известно, кто архитектор этой болезненной и позорной оплеухи – адмирал Исороку Ямамото. Каждый добропорядочный гражданин США ненавидел главнокомандующего объединенным японским флотом, а пресса, в угоду рейтингам, подогревала эту истерию провокационными и не совсем правдивыми заявлениями о том, что Ямамото дал клятву продиктовать американцам условия их капитуляции, сидя в Белом доме. Конечно же, после всего этого адмирал стал врагом номер один для США. Целью командования военно-морских сил стало его физическое уничтожение.

Достать Ямамото!



«Мицубиси» G4M «Бетти»

На руку сыграл козырь, который не удалось применить в Перл-Харборе – японский военный код JN-25, который удалось расшифровать. Благодаря ему была одержана победа в сражениях за атолл Мидуэй и Гуадалканал. Информационному управлению при ВМС США 14 апреля 1943 года удалось перехватить шифровку, где содержались детали визита адмирала Ямамото с инспекцией на юг Тихого океана. В этом был замечен прекрасный шанс для отмщения. В перехваченной шифровке говорилось, что главнокомандующий прибудет на остров Бугенвиль 18 апреля в 08:00 на борту бомбардировщика «Мицубиси» G4M «Бетти», который будут сопровождать шесть истребителей «Мицубиси» A6M «Зеро», а уже в 08:40 на борту сторожевого корабля он отправится со своей проверкой на Шортлендские острова. Американское командование знало, что их враг является крайне пунктуальным человеком, поэтому срывов графика они не опасались.

Получив результаты расшифровки и соображения разведки по этому поводу, министр Нокс передал их адмиралу Честеру Уильяму Нимицу, и тот совместно с командующим южно-тихоокеанской группой Ульямом Халзли-младшим приступил к разработке операции. Командование приняло решение о перехвате японского адмирала в воздухе, так как в этом случае у него было меньше шансов спастись. Для операции отобрали лучших американских пилотов, которых разбили на две группы. Первая группа, названная «Отряд убийц», состояла из четырех самолетов. Ее возглавил лейтенант Томас Ланфьер. Помимо него в группу вошли лейтенант Барбер, лейтенант МакЛанаган и лейтенант Мур. Эти люди были готовы, невзирая ни на что, уничтожить самолет Ямамото. Вторая группа, под руководством майора Митчелла, состояла из 14 истребителей. Они должны были обеспечить прикрытие ударной группы. В качестве орудия возмездия были выбраны истребители дальнего действия «Локхид» P-38 «Лайтнинг». Эти машины могли преодолеть расстояние почти в 450 миль до Бугенвиля и обратно. К тому же истребители были хорошо вооружены (четыре 12,7-мм пулемета и 20-мм пушка). Помимо основных топливных баков емкостью в 300 галлонов самолеты оснастили дополнительными баками емкостью 165 галлонов.

Достать Ямамото!



«Локхид» P-38 «Лайтнинг»

План был таков: все расстояние до цели обе группы самолетов должны были идти на высоте 10 м, соблюдая радиомолчание (для предотвращения обнаружения). По прибытии в расчетную точку ударная группа должна была набрать высоту в 3000 м, а группа прикрытия подняться на 6000 м. Атака должна была проходить с солнечной стороны. Согласно приказу, никто не мог выйти из боя, пока не будет уничтожена цель. Также, на случай крушения, каждому летчику выдали внушительную сумму денег для расчета с местным дружественным населением. До самого последнего момента американские пилоты не знали, на кого конкретно им придется охотиться.

В день операции, перед самым вылетом, самолет лейтенанта Мура был поврежден и не смог взлететь, а в самолете МакЛангана произошли проблемы с подвесным баком, вследствие чего он был отправлен обратно на базу. Выбывших заменили два самолета из группы прикрытия. Американцам удалось прибыть на место вовремя и первыми заметить японцев, но и здесь их ждал неприятный сюрприз – цель оказалась на полтора километра выше, чем предполагалось, а атака снизу лишала американцев преимущества в скорости. Но и это было лишь полбеды: японских бомбардировщиков оказалось два! Времени решать, в каком из них летит Ямамото, не было, так как в плане на атаку было отведено всего пять минут – иначе не хватило бы топлива на возвращение. Митчелл отдал приказал ударной группе ликвидировать оба самолета, а своей группе приказал взять на себя эскорт. Однако и без того нервозная ситуация осложнилась еще и тем, что один из самолетов, заменивший выбывших в ударной группе, не смог сбросить дополнительный бак и, тем самым, рисковал быть сбитым из-за большой потери в скорости. Ему и еще одной машине приказали выйти из боя. Теперь расклад был следующим: два «Лайтнинга» против двух бомбардировщиков.

Достать Ямамото!



Схема движения американцев (зеленая) и японцев (красная) 18 апреля 1943 года

Американцам повезло – японцы не заметили их присутствия. Поэтому «Зеро» не изменили курс до тех пор, пока лейтенант Ланфьер не оказался с ними на одной высоте. Только тогда они перестроились и метнулись навстречу, а другое звено заняло позицию между «Бетти» и американцами.

Согласно официальной версии, события развивались следующим образом: Ланфьер поймал идущего на него «Зеро» в прицел, но промахнулся, слишком рано открыв огонь. Ответная трасса противника тоже не достигла цели. Следующая очередь командира угодила в крыло ведущего самолета японцев, от чего он взорвался. Ведомые «Зеро», не ожидая такого поворота, проскочили мимо. Это позволило американскому асу, не сбрасывая скорости, бросить свою машину в пике для перехвата двух «Бетти», которые, снизившись до верхушек деревьев, уже взяли курс на базу. То же самое сделал и Рекс Барбер. Отчаянно желая выполнить задание, Ланфьер пренебрег повисшими на его хвосте еще тремя «Зеро», зато успел поймать нужный момент и дать две длинных очереди из всех стволов. Первой очередью он вывел из строя правый двигатель бомбардировщика, а второй поджег самолет. Японский бомбардировщик не был оснащен системой пожаротушения, и через пару мгновений горящий самолет зацепил деревья, с грохотом развалившись на части. Второй бомбардировщик стал жертвой Барбера – миссия была выполнена. Однако Ланфьер все еще был в опасности, имея на хвосте трех противников. Услышав по радио просьбу о помощи, майор Митчелл со своей группой отсек японцев от лейтенанта. После этого противники решили не испытывать судьбу и вышли из боя. По пути домой американцам пришлось выдержать еще одно небольшое столкновение с японскими перехватчиками, в результате чего был сбит один самолет из группы прикрытия.

Достать Ямамото!



Картина художника Рона Коула «Засада на Ямамото»

Однако по возвращении домой сам лейтенант Ланфьер рассказал другую версию развития событий. Согласно его показаниям, вступив в бой, он подбил один японский истребитель. Затем заметил, как дымящийся бомбардировщик противника начал падать на остров, но в последний момент пилоту «Бетти» удалось выровнять самолет и продолжить полет. Только после этого американец бросился в погоню и добил самолет Ямамото.

Несмотря на то, что главным героем этой операции был признан лейтенант Томас Ланфьер, и его наградили медалью Конгресса, споры о том, в чьем послужном списке должно красоваться имя японского адмирала, не закончены и по сей день. 13 июня 1975 года последний выживший член эскорта японского главнокомандующего Кендзи Йанагия в своем интервью рассказал, что именно очередь «Лайтнинга» Рекса Барбера поразила цель, но, к сожалению, не имея более весомых доказательств, чем разнящиеся показания ветеранов, вряд ли когда-то получится достоверно установить, кто же сбил нужный бомбардировщик.

Достать Ямамото!



Участники операции «Vengeance»: третий слева в заднем ряду Томас Ланфьер, посредине в первом ряду Рекс Барбер

Вместе с тем это не единственная странность, связанная с операцией «Месть». Согласно показаниям японского лейтенанта Хамасука, возглавлявшего спасательный отряд, на следующий день после воздушного боя к северу от заставы Буин было обнаружено тело адмирала Ямамото. Лейтенант утверждал, что адмирал сидел пристегнутый к креслу, наклонив голову, как будто в раздумьях, а его рука сжимала катану. По официальной версии коронера враг США номер один погиб от двух пулевых ранений (в плечо и в нижнюю челюсть с выходом над правой бровью), которые были причинены пулями «кольт-Браунингов», установленных на «Лайтнинге». Однако если верить неофициальной версии, то после крушения главнокомандующий получил лишь небольшую ссадину, а пулевые ранения, которые стали причиной смерти, Ямамото получил уже на земле спустя несколько часов. В качестве доказательства сторонники альтернативной версии приводят несоответствие диаметров пулевых отверстий в теле адмирала с калибром пулеметов американского истребителя, а также бесследно пропавшие с места крушения его погоны и катану. Эту загадку разрешить еще сложнее, чем узнать, кто сбил самолет адмирала, так как тело Ямамото кремировали. Часть праха адмирала захоронили на кладбище в Токио, а другую отправили на древнее семейное кладбище близь храма Чуко-жи в Нагаока.

Достать Ямамото!



Хвостовая часть бомбардировщика «Бетти», на котором летел Ямамото

Чтобы японцы не узнали о том, что их шифр раскрыт, всю информацию по операции «Месть» сразу же засекретили, а газетчикам подкинули утку о случайном свидетеле, который якобы заметил, как Ямамото поднимается на борт самолета на Соломоновых островах. Имена героев тоже держались в секрете, так как близкий родственник одного из участников операции находился в плену у японцев, и такая слава могла бы стать для него смертельным приговором.

Также весьма подозрительным кажется тот факт, что все японские следователи по этому делу очень быстро сошлись во мнении о случайности этого происшествия. Якобы американцы охотились на мелкую дичь, а подбили «дракона». Поэтому было решено не предпринимать каких-либо ответных действий по этому инциденту.

Достать Ямамото!



Прах адмирала Ямамото вносят на борт линкора «Мусаси» для доставки на родину

Несмотря на большое количество загадок в этом деле, большинство японцев твердо убеждены, что Ямамото знал, на что идет, когда планировал инспекцию на юг Тихого океана. Бытует версия, что для него это стало своего рода ритуальным самоубийством – якобы он осознавал, что у Японии не хватит ни ресурсов, ни сил, чтобы победить в этой войне, но сдаться противнику этот потомок самураев считал ниже своего достоинства. В эту версию верится с трудом, так как, исходя из нее, следует, что японский адмирал единственный знал о расшифровке JN-25 американцами, и если это так, то даже с точки зрения японца не доложить об этом командованию, а предпочесть сэппуку – это не геройство, а преступление и трусость.

Как бы то ни было, правительство Японии посмертно наградило Ямамото званием адмирала флота и орденом Хризантемы первого класса, а немецкий Рейх наградил японского адмирала Рыцарским крестом Железного Креста с Дубовыми Листьями и Мечами.

Достать Ямамото!



Музейная экспозиция, изображающая место падения самолета Ямамото

Спустя некоторое время после окончания войны на специальной конференции Честер Нимиц, на тот момент уже бывший командующий флотом на Тихом океане, сделал официальное заявление, что фактически уничтожение Исороку Ямамото было заранее спланированной операцией.

В 1960-х годах на месте, где было обнаружено тело адмирала, установили мемориальную доску как дань уважения заслугам главнокомандующего объединенным японским флотом. Части разбившегося самолета, в том числе и кресло, в котором сидел Ямамото, были переданы в различные музеи.
© 2012 FUN-SPACE.ru. Все права защищены.
Создание сайтов Санкт-Петербург